Какие вопросы станут основными на COP28

Мир готовится к переговорам ООН по климату в Дубае в конце ноября
Unsplash

Правительства во всем мире сталкиваются с растущим давлением, требующим активизировать борьбу с глобальным потеплением. Сейчас труднее, чем когда-либо, достичь целей Парижского соглашения 2015 г. И это несмотря на то, что 2023 г., вероятно, станет самым жарким годом за всю историю наблюдений. Согласно последнему докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), нынешней климатической политики недостаточно для достижения цели удержать глобальное потепление на уровне значительно ниже 2 °C, а также «приложить усилия» для достижения 1,5 °C. Как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», председатель МГЭИК Джим Скеа заявил, что существующие на сегодняшний день планы правительств приведут, скорее, к повышению глобальной температуры на значение, ближе к 3 °C.

Изменение климата станет главным вопросом повестки дня ежегодного собрания ООН в Нью-Йорке (США) на следующей неделе, которое состоится в преддверии главной климатической конференции COP28, сообщает Bloomberg. 

Переговоры на саммите COP28 в Дубае (ОАЭ) в конце ноября этого года должны определить направление борьбы с изменением климата на оставшуюся часть десятилетия. При этом между развивающимися и развитыми странами все еще существует глубокий разрыв в том, как сократить выбросы парниковых газов и, что более важно, кто должен за это платить. После COP28 странам придется до 2025 г. представить новые национальные планы по борьбе с изменением климата.

Чтобы поставить мир на путь достижения Парижских целей, потребуется более быстрое сокращение выбросов, а некоторые развитые страны, особенно в Европе, настаивают на жестких обязательствах, таких как поэтапный отказ от ископаемого топлива и «пиковые» выбросы (не позволяющие им расти) к 2025 г. Хотя расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) облегчило переход от загрязняющих видов топлива, таких как уголь, нефть и газ, в производстве электроэнергии, некоторые правительства и предприятия по-прежнему обеспокоены стоимостью сокращения выбросов в энергоемких отраслях, таких как химическая и сталелитейная промышленность. Они предпочитают говорить о поэтапном отказе от «неослабевающего» ископаемого топлива, шаге, который позволит использовать грязные источники энергии, если это будет сопровождаться технологиями удаления выбросов. Определение понятия «неослабевающий» станет одним из самых спорных вопросов в Дубае. ОАЭ являются одними из крупнейших сторонников технологий улавливания и хранения углерода. Европейский Союз (ЕС), перед которым стоит обязательная цель стать климатически нейтральным к 2050 г., считает, что такие технологии должны существовать «в ограниченном масштабе» и использоваться только для «трудно поддающихся сокращению секторов». На климатической конференции ООН в Бонне (Германия) летом этого года прогресса в преодолении этого разрыва достигнуто не было.

В этом году климатический саммит принимает страна, располагающая огромными запасами нефти и газа. И существуют опасения, что она может использовать свое президентство, чтобы сосредоточить внимание на возмещении ущерба, а не на его прекращении в первую очередь. Хотя ОАЭ в 2021 г. стали первой из нефтедобывающих стран Персидского залива, взявшей на себя обязательство сократить внутренние выбросы, страна по-прежнему входит в число крупнейших в мире загрязнителей на душу населения. Поэтому место проведения COP28 заставляет климатических активистов опасаться потенциального гринвошинга. «Мы хотим и ожидаем амбициозных и конкретных результатов на COP28, направленных на реальное решение чрезвычайной климатической ситуации», – заявила директор Европейской сети климатических действий Кьяра Мартинелли.

Сокращение выбросов требует масштабных инвестиций в чистые технологии, и эта проблема уже давно разделяет бедные и богатые страны. Развитому миру еще предстоит выполнить обязательство по предоставлению $100 млрд ежегодного климатического финансирования развивающимся странам – цель, которую он должен был достичь в конце прошлого десятилетия.