Россия представила в ООН новую цель по вкладу в Парижское соглашение

Страна планирует сократить выбросы к 2035 году, но эксперты ожидают их роста в течение следующего десятилетия
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Обновленный показатель определяемого на национальном уровне вклада (ОНУВ) был утвержден в соответствии с указом президента РФ Владимира Путина «О сокращении выбросов парниковых газов», подписанным в начале августа. При формировании ОНУВ учтен максимально возможный поглощающий потенциал российских лесов и других экосистем. Достижение показателя обусловлено несколькими условиями, включая обеспечение сбалансированного социально-экономического развития страны, а также гарантирование равного доступа к передовым технологиям и оборудованию, необходимым для сокращения выбросов и увеличения поглощения парниковых газов.

Однако текущая динамика демонстрирует противоположную тенденцию – выбросы в России продолжают увеличиваться. По оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), в инерционном варианте развития событий, предполагающем реализацию мер из действующих отраслевых документов, пик выбросов парниковых газов в России можно ожидать не ранее чем через 10 лет, то есть во второй половине 2030-х гг.

Постепенный переход

«Основным драйвером роста выбросов в ближайшие 10 лет станет сектор производства электроэнергии и тепла, что обусловлено увеличением спроса и производства электроэнергии в стране и отсутствием планов по трансформации энергетики в сторону низкоуглеродных видов», – считает директор центра экономики отраслей ТЭК ЦСР Александр Амирагян. Рост выбросов также можно ожидать в промышленности, прежде всего химическом и нефтехимическом секторе – в случае реализации поставленных целей по расширению производства в отрасли, добавил он.

ЦСР ожидает, что в транспорте, напротив, в случае дальнейшей электрификации и газификации автотранспорта возможен переход к снижению выбросов парниковых газов уже после 2030 г. Но совокупный объем выбросов будет зависеть от темпов роста активности в отрасли и скорости внедрения низкоуглеродных технологий, что во многом зависит от государственной политики в отношении электромобилей.

Согласно Климатической доктрине РФ, утвержденной в 2023 г., Россия должна достичь углеродной нейтральности к 2060 г. Переход от роста к снижению выбросов в стране в 2030-е гг. не будет носить резкий характер, считают в ЦСР. «В долгосрочных отраслевых стратегических документах отсутствуют планы на период после 2035 г. или как в части энергетики – они не предполагают резких перемен в части снижения выбросов даже к 2050 г., – указал эксперт. – Таким образом, вопрос достижения углеродной нейтральности к 2060 г. на сегодняшний день остается открытым с точки зрения механизмов реализации».

Путь к нулю

Как полагают в ЦСР, наиболее эффективной стратегией сокращения выбросов является планомерное внедрение низкоуглеродных технологий во все сектора экономики с опорой на отечественные разработки. Ключевыми элементами этого курса выступают повышение общей энерго- и ресурсоэффективности, а также наращивание поглощающей способности лесов. Последнее планируется достичь за счет перевода лесных массивов в категорию управляемых, усиления борьбы с пожарами и уточнения оценок поглотительного потенциала различных типов лесных экосистем.

По мнению основателя и генерального директора «Карбонлаб» Михаила Юлкина, для ведущих экономик мира ключевой задачей является разрыв связи между экономическим ростом и объемом выбросов парниковых газов. Эксперт отметил, что Китай планирует начать сокращение выбросов относительно достигнутого пика к 2035 г., причем сам пик будет пройден в 2025-2027 гг. Таким образом, китайская траектория выбросов уже в ближайшей перспективе будет направлена вниз. В отличие от этого, в России, после резкого снижения в 1990-е гг., обусловленного экономическим спадом, кривая выбросов только растет, обратил внимание Юлкин.

Если взять российскую стратегию низкоуглеродного развития, то в ней до 2030 г. предполагается рост выбросов, а потом к 2050 г. должно пойти резкое снижение, но не столько за счет выбросов, сколько за счет поглощения в лесах, отметил Юлкин. Эксперт предполагает, что спад вниз начнется не в 2030 г. и даже не в 2035 г. «К 2050 г. нам нужно резко уйти вниз, а к 2060 г. выйти в ноль, – пояснил он. – Но если мы все время рисуем себе траекторию, которая допускает возможность наращивания выбросов и не ставит жестких ограничений, что дальше расти нельзя, то у меня вопрос, как мы окажемся там, где ноль?»

В конце сентября 2025 г. Россия представила в секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) обновленные целевые показатели своего национального вклада в выполнение Парижского соглашения. Согласно новым обязательствам, страна планирует сократить объем выбросов парниковых газов к 2035 г. до 65–67% от уровня 1990 г.

Глобальный тренд

Мировое сообщество движется к решению проблемы углеродной нейтральности, пусть и медленными темпами, отметил эксперт по вопросам климата фонда «Природа и люди» Алексей Кокорин. По его словам, решения президента США Дональда Трампа в этой сфере способны оказать лишь ограниченный краткосрочный эффект на общую динамику процесса. «Тренд на снижение выбросов в США продолжается уже 15 лет, кардинальные изменения маловероятны, выбросы будут неспеша снижаться, – ожидает эксперт. – Во время первого срока Трампа в 2017-2019 гг. выбросы природных газов не выросли, а в 2020 г. сильно пошли вниз из-за коронавируса». По словам Кокорина, все ведущие страны мира разработали стратегии достижения углеродной нейтральности до конца столетия. Это позволит стабилизировать антропогенное воздействие на климат на отметке 2,5-3 градуса по Цельсию, что климатологи расценивают как относительно безопасный уровень. Однако, как подчеркнул специалист, даже такие показатели создадут тяжелые условия для существования многих государств, а для наиболее уязвимых малых островных стран подобный сценарий может стать катастрофическим.