Как климатические изменения влияют на жизнь россиян

И какие меры защиты и адаптации необходимы для противостояния природным угрозам

По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованным в феврале 2025 г., о своей глубокой осведомленности по вопросам изменения климата заявило 29% россиян. Это значительно меньше, чем в середине 2000-х гг., – тогда показатель составлял 42%. Однако в повседневных наблюдениях 85% граждан признают сам факт глобального потепления. Его последствия становятся частью жизненного опыта: люди все чаще сталкиваются с погодными аномалиями, такими как зимние ледяные дожди или летние засухи.

Региональные вызовы

На юге России из-за изменения климата летний период характеризуется экстремальной жарой с дефицитом осадков. За последние два года в Краснодарском крае и соседних регионах продолжительные засухи привели к значительному повреждению посевов кукурузы и подсолнечника. Так, по данным министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности края, по состоянию на начало октября 2025 г. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 10,3 млн т, что на 3 млн т, или на 22,6%, меньше, чем за аналогичный период 2024 г.

Кроме того, жители южных регионов все чаще сталкиваются с введением ограничений на подачу воды в дома. Например, летом 2024 г. в Анапе и Геленджике водоснабжение было доступно только 4–6 часов в сутки. Помимо летней засушливости южные территории подвергаются другим погодным аномалиям: в марте 2024 г. неожиданные снегопады зафиксированы на Ай-Петри и Ангарском перевале в Крыму, а в апреле 2025 г. мокрый снег выпал в Севастополе. Резкие температурные колебания, не свойственные южным регионам, провоцируют технические аварии – обрывы линий электропередачи и перебои с электроснабжением, а также создают риски для плодовых культур в фазе цветения.

В Сибири и на Дальнем Востоке сухие сезоны каждый год приносят одну и ту же проблему – масштабные природные пожары в тайге. По информации профильных служб, в отдельные периоды 2024 г. огонь охватывал сотни тысяч гектаров леса. А по итогам прошедшего года общая пройденная им площадь составила миллионы гектаров. Пожары напрямую влияют на жизнь людей: ухудшают качество воздуха в городах, затрудняют транспортную логистику и создают дополнительную нагрузку на систему здравоохранения.

Арктика теплеет быстрее других регионов планеты, но ледовая обстановка остается изменчивой. Природа то облегчает судоходство по Северному морскому пути, открывая проходы, то, напротив, усложняет навигацию утолщением льда и усилением ветра. Для жителей арктических поселков главные последствия – это деформация грунта. Зимой в сильные морозы глубже промерзает и без того холодная земля, а летом происходит активное таяние верхних слоев многолетней мерзлоты. Этот цикл промерзания – протаивания приводит к просадкам, размывам и подвижкам грунта, которые разрушают грунтовые дороги, угрожают коммуникациям и устойчивости фундаментов зданий.

С учетом масштабов страны для разных регионов последствия глобального потепления различны, и риски для инфраструктуры сопровождаются дополнительной нагрузкой на местные бюджеты. Вдобавок усиливается нестабильность сезонов в разные годы. То снег не выпадает в привычное время и зима приходит позже, то, наоборот, ранние морозы заставляют предприятия перекраивать производственные графики и логистику. В 2024 г. даты схода снега на юге европейской части и в ряде районов Сибири сдвигались на 2–3 недели раньше средней климатической нормы. Такие природные аномалии со временем меняют увлажнение почв, вызывая ранние и затяжные паводки.

Адаптация и решения

Экологи предупреждают о том, что температурные рекорды и вариативность погоды в ближайшие годы будут только возрастать, поэтому необходимы системная адаптация к изменению климата и переход на модель ответственного потребления ресурсов. Государство поддерживает экоинициативы в регионах, в том числе с помощью программ национальных проектов. В 2024 г. реализация нацпроекта «Экология» завершилась, работы по достижению национальных целей в области охраны природы продолжаются в рамках нового проекта – «Экологическое благополучие», – стартовавшего в нынешнем году. Ключевой задачей стал переход к современным адаптивным практикам ведения хозяйства.

Этот подход подразумевает комплексное управление, основанное на научном прогнозировании, экологической целесообразности и применении современных технологий. Например, в лесной сфере это выражается в отказе от устаревших монокультурных посадок в пользу создания смешанных лесных насаждений, подбора пород с учетом долгосрочных климатических изменений и активного содействия естественному возобновлению леса. В сельском хозяйстве – внедрение методов ресурсосберегающего земледелия. Так, южные регионы расширяют поливные площади, внедряют капельное орошение и модернизируют инфраструктуру. В Краснодарском крае, по нашим данным, обновление инфраструктуры на части ферм повысило урожайность овощей на 25% при снижении потребления воды на 40% в условиях летних засух.

Интеллектуальные системы контроля, модернизация котельных и другие энергоэффективные технологии помогают российским регионам адаптироваться к климатическим колебаниям. Эти технологические решения снижают финансовую нагрузку на домохозяйства и муниципальные бюджеты. Так, пилотный проект в Калининградской, Тульской и Ярославской областях, по информации ТАСС, показал, что установка интеллектуальных приборов учета электроэнергии позволяет снижать ее потери в среднем на 10–30%.

Города также разрабатывают, внедряют и обновляют планы адаптации к климатическим изменениям. В Москве программа озеленения комплексно учитывает климат и архитектурный облик города. Как отмечал мэр столицы Сергей Собянин в своем Telegram-канале летом этого года, специалисты подбирают для высадки деревья, которые выполняют несколько важных функций: очищают воздух, снижают шум и создают спасительную тень в летнюю жару. В Краснодаре внедряют требования к светлым фасадам, что в 2024 г., по нашим данным, сократило смертность от тепловых ударов на 15%.

Изменение климата – сегодняшняя реальность, а не прогноз. Россия переживает его по-своему: юг – через засухи и водный дефицит, Сибирь – через пожары, север – через сложную навигацию и логистику. Устойчивость регионов теперь определяется качеством адаптации. Там, где совмещают лесовосстановление с профилактикой пожаров, бережное водопользование – с обновлением сетей, а энергоэффективность – с городскими планами, меньше шансов, что следующий экстремальный сезон станет кризисом.