Исследование выявило пробелы в финансировании климатической адаптации в России
Анализ документов, определяющих климатическую политику России, показал отсутствие механизмов для ее финансового обеспечения. К такому выводу пришли авторы доклада «Финансовые решения для реализации мероприятий климатической адаптации в РФ». Специалисты с факультета географии и геоинформационных технологий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) выявили ключевую проблему: разрыв между декларируемыми целями (климатической доктриной, отраслевыми и региональными планами) и реальной практикой. Главной причиной этого разрыва, по мнению исследователей, является отсутствие специализированных механизмов и методологических подходов к финансированию.
«Ключевые нормативные акты не определяют источники и объемы финансирования, не предусматривают создание специализированных фондов и не формируют систему стимулов для привлечения частного капитала», – говорится в докладе.
По мнению его авторов, текущий подход к финансовому обеспечению адаптации в России представляет собой совокупность отдельных мер на отраслевом федеральном или региональном уровне, которые не связаны между собой и не координируются из единого центра. Существует ряд механизмов, которые могут целевым образом использоваться для финансирования адаптации (например, зеленые облигации, государственно-частное партнерство (ГЧП) и параметрическое страхование), но сегодня их применение для целей адаптации носит преимущественно случайный характер и не формирует целостную систему.
При этом поддержка адаптации, считают исследователи, не базируется на четко определенных источниках и объемах финансирования. «Финансовые потоки направляются не в соответствии со стратегической оценкой общенациональных уязвимостей, а концентрируются там, где государственные или частные активы подвергаются наибольшему и наиболее очевидному риску и где у экономических агентов имеются собственные ресурсы для реагирования», – уточняется в докладе. Ярким примером служат крупные инвестиции промышленных гигантов в мониторинг и укрепление инфраструктуры в Арктической зоне.
В НИУ ВШЭ также проанализировали действующие государственные программы и выявили отдельные упущенные возможности для целевой реализации мероприятий по климатической адаптации. Специалисты отметили, что многие госпрограммы уже содержат мероприятия, обладающие значительным адаптационным эффектом: субсидирование строительства оросительных систем, поддержка засухоустойчивого семеноводства, расчистка русел рек.
«Преодоление существующих барьеров требует фундаментального сдвига парадигмы от восприятия адаптации как отдельной статьи расходов к интеграции климатической устойчивости в качестве сквозного, обязательного критерия во все релевантные направления государственных инвестиций и поддержки», – уверены исследователи. Они считают, что необходимо выстроить систему поддержки адаптации, в том числе разработать критерии адаптационных проектов и мероприятий, а также создать систему учета финансовых потоков, направляемых на адаптацию в государственном и частном секторах.