Исследование: в России развиваются частные системы экологического мониторинга

Среди крупных промышленных предприятий России растет тренд на внедрение собственных систем экологического мониторинга, альтернативных государственным. Причина – в недостаточности государственного экомониторинга, ограниченности его данных, говорится в исследовании Центра социального проектирования (ЦСП) «Платформа».

Так, компания «Сибур» в 2012 г. установила первые системы мониторинга воздуха в санитарно-защитных зонах предприятий. Затем «Газпром нефть» в 2015 г. запустила системы автоматического мониторинга выбросов на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ), а в 2018 г. создала пилотные площадки для разработки стандартов экомониторинга НПЗ в Москве и Омске. В 2019 г. Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) установил стационарные посты экомониторинга, а в 2021 г. начал публикацию данных в интернете. В 2022 г. «Газпром нефть» начала онлайн-передачу данных с Омского НПЗ в надзорные органы. В 2024 г. «Норникель» запустил систему городского экомониторинга в Норильске, а «Северсталь» – систему в Череповце. В 2025 г. запущена система промышленного мониторинга «Норникеля», началось расширение сети постов и обновление лабораторий «Сибура».

Для общественности важны оперативные данные по предельно допустимым концентрациям (ПДК) вредных веществ, но еще важнее показатели динамики снижения выбросов, отметил эксперт по экологической ответственности бизнеса фонда «Природа и люди», член экспертного совета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по отчетности в области устойчивого развития Алексей Книжников. «Общественность не только в России, но и во всем мире не слишком доверяет бизнесу, – пояснил он. – Но создание систем мониторинга, публикация данных в открытом доступе являются эффективными инструментами повышения этого доверия».

По словам Книжникова, важно дополнять программы экологического мониторинга методиками на стыке разных наук. Например, чистота воздуха связана с наличием растительности. «Уже наработана масса научных методов и подходов, когда, применяя те или иные биоиндикаторы и наблюдая за определенными растениями, можно выявлять степень загрязнения среды и ее динамику, – рассказал эксперт. – Систему биоиндикаций можно использовать и в работе с общественностью, визуально доказывая инструментальные данные».

Бизнес создает собственные системы экомониторинга в ответ на запрос населения на достоверную и полную информацию об экологической ситуации в регионе, которую не может обеспечить на данный момент государство из-за масштабов создаваемой системы, считают в ЦСП «Платформа». К основным барьерам государственной системы эксперты отнесли редкую сеть постов наблюдения, недостаточный объем информации и ограниченность статистики. При этом безусловным преимуществом является единая методология и возможность консолидации данных всех систем: госструктур, частных и общественных.

В свою очередь альтернативные системы мониторинга отличаются от государственных большой площадью охвата, технологическими возможностями и удобным форматом представления данных. Однако, существует сложность интеграции в единую систему по причине отличий в методологиях.

Будущее за многоуровневой системой экологического мониторинга, когда на каждом уровне формируются свои данные из систем предприятий, регионов и федеральных систем, считает советник генерального директора Российского экологического оператора (РЭО) по вопросам экологического мониторинга и научно-технического развития Сергей Егоршев. «При этом, вся эта информация взаимосвязана, данные дополняют друг друга, предоставляя каждому пользователю – гражданину, предпринимателю, органу власти, общественной организации, экологическому активисту – объективную картину состояния окружающей среды в доступном и удобном именно для него формате», – прогнозирует эксперт.