Устойчивый фундамент
Как стандарты сертификации, господдержка и экономика замкнутого цикла задают тренды в строительствеЗеленое строительство в России набирает обороты. Подход к проектированию, возведению и эксплуатации зданий, направленный на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и повышение энергоэффективности, становится новой нормой для отечественной строительной отрасли. По данным Дом.РФ, на начало 2025 г. в стране велось строительство почти 3700 многоквартирных домов с высшими классами энергоэффективности (класс А соответствует экономии 30–40% по сравнению с нормативными значениями, А+ – 40–50%, а А++ – свыше 50%). Это 38% от общего числа объектов, находящихся в стадии реализации. За год количество таких зданий выросло на 14%, а общая жилая площадь зеленых новостроек достигла 43,7 млн кв. м, что составляет 38% от всего объема строящегося жилья.
С 2025 г. интерес к зеленым стандартам в строительстве демонстрирует устойчивый рост и будет только усиливаться, рассказывают опрошенные «Ведомости. Устойчивым развитием» эксперты. «Количество объектов недвижимости увеличивается, конкуренция между девелоперами растет, – отмечает директор отдела устойчивого развития и экологической сертификации консалтинговой компании CORE.XP Андрей Бенуж. – Чтобы удержать позиции на рынке, компании вынуждены улучшать качество своих проектов и внедрять экологические решения». Это соответствует курсу, зафиксированному в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ до 2030 г. с прогнозом до 2035 г., где впервые закреплены понятия зеленого строительства, зданий, технологий и стандартов, ориентированных на общественный запрос на экологичность и энергоэффективность, подчеркивает эксперт.
Согласно исследованию аудиторско-консалтинговой фирмы Kept «Перспективы развития зеленого строительства в России», проведенному в 2024 г., наиболее перспективными направлениями для развития зеленого строительства в России считают возведение жилой недвижимости (95% опрошенных), производство экологичных материалов (85%) и создание объектов социальной инфраструктуры (80%). Главными преимуществами внедрения экологических подходов респонденты назвали энергоэффективность и снижение эксплуатационных расходов (65%). В опросе приняли участие представители топ-10 застройщиков массового жилья согласно рейтингу уверенности российских застройщиков Forbes, крупнейшие подрядчики, производители строительных материалов, владельцы недвижимости и заказчики строительства.
Государство строит фундамент
В стране появились национальные стандарты для зеленого строительства, сопоставимые по структуре с западными системами сертификации, такими как американская Leadership in Energy and Environmental Design (LEED) и британская Building Research Establishment Environmental Assessment Method (BREEAM), отмечают в российской системе рейтинговой оценки устойчивого строительства Eco Green Building System (EGBS). Экологичность в строительстве перешла от частных инициатив к государственной политике, констатирует руководитель EGBS Екатерина Кузнецова.
Сегодня важны не отдельные принципы, а их системное воплощение, закрепленное на государственном уровне, отмечает эксперт. «Ключевые ориентиры заданы федеральным законом № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», стратегией низкоуглеродного развития, а также национальными целями в области энергоэффективности и климатической нейтральности», – утверждает Кузнецова. По ее словам, «подлинная экологичность» определяется не сертификатами, а реальными эксплуатационными показателями. «Главный принцип – сокращение потребления ресурсов и минимизация воздействия на окружающую среду, выраженные в конкретных цифрах», – уверена руководитель EGBS. Речь идет о проценте снижения энергопотребления относительно нормативов, доле отходов, направляемых на переработку, и объективных лабораторных замерах качества внутренней среды, уточняет она.
Запуск в 2025 г. национального проекта «Инфраструктура для жизни», по мнению опрошенных экспертов, открыл новые перспективы для строительной отрасли в России. Он предусматривает повышение энергоэффективности, внедрение новых отечественных материалов, увеличение внимания к переработке и утилизации отходов, применение экологических методов в строительстве и демонтаже. «Это создает прочную основу для повсеместного внедрения принципов разумного зеленого строительства в России», – считает Кузнецова.
Новые стандарты
Уход с российского рынка международных систем экосертификации BREEAM, LEED и WELL (система измерения, сертификации и мониторинга эффективности строительных характеристик, влияющих на здоровье и благополучие. – «Ведомости. Устойчивое развитие») открыл путь к полноценному переходу на национальные стандарты – зеленые ГОСТы, говорит Бенуж. Наиболее значимым и адаптированным к российской практике является ГОСТ, актуализированный в 2023 г., считает Кузнецова. «Этот стандарт не только близок к разделам проектной и рабочей документации РФ, но и содержит нормативы потребления для зеленых зданий, что позволяет объективно оценивать их эффективность», – подчеркивает она.
Ориентиром для жилой недвижимости стал ГОСТ для зеленых многоквартирных домов, утвержденный в 2022 г. Он разработан с учетом опыта ведущих международных систем LEED, BREEAM, DGNB, говорится на сайте Минстроя. Стандарт устанавливает добровольные комплексные критерии оценки по всему жизненному циклу здания – от проектирования до утилизации. Сюда входят требования по высокому классу энергоэффективности (от А и выше), предчистовой отделке, наличию инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Появление государственного стандарта стало поворотным моментом для рынка, зафиксировав систему оценки зеленых многоквартирных домов с обязательными и рейтинговыми критериями, считает технический директор компании «Роквул» Денис Романов. Среди ключевых требований он выделил необходимость использования не менее 10% экологически сертифицированных материалов. «Хотя соблюдение стандарта остается добровольным, именно оно позволяет получить статус зеленого дома», – говорит Романов, добавляя, что таким образом ГОСТ стимулирует рынок: чем выше доля экологических решений, тем выше рейтинг объекта и доступнее меры поддержки. В 2025 г. Дом.РФ выделил 2,6 млрд руб. субсидий для снижения ставки проектного финансирования на 2% застройщикам, использующим экологические материалы, уточняет Романов. Кроме того, по его словам, банки чаще предоставляют льготные условия компаниям с сильной экологической стратегией. ESG перестает быть чисто имиджевым бонусом и постепенно становится вполне реальным финансовым инструментом, считает директор «Роквула».
Подтверждено сертификатом
На российском рынке сегодня сформировались три ключевых сегмента систем экосертификации, отмечает исполнительный директор Green Project Management Global в России и странах СНГ Оксана Клименко. Первый – это международные системы LEED, BREEAM, WELL, которые остаются «золотым стандартом» для глобальных инвесторов и премиальных брендов, обеспечивая высокое доверие и возможность выхода на внешние рынки. Второй – отечественные «Клевер» и «Зеленый офис», они ориентированы на локальную нормативную базу и предлагают более простую процедуру для российских заказчиков. Отдельно эксперт выделяет международную систему GPM 3600, предназначенную для оценки устойчивости и экологичности проектов в различных секторах экономики на любой стадии их жизненного цикла – от реализации до эксплуатации.
Клименко отмечает, что выбор системы застройщиком зависит от комбинации факторов: целевой аудитории, требуемого уровня доверия, затрат и регуляторных преимуществ. «Для владельца недвижимости критична маркетинговая стоимость и доступ к зеленым кредитам, а для арендатора – здоровье и продуктивность сотрудников», – поясняет она.
Одним из значимых препятствий внедрения экологических стандартов остается существенный разрыв между проектной документацией и фактическими эксплуатационными показателями объектов, отмечают эксперты. «Ключевая проблема – разрыв между формальным соответствием и реальными показателями», – говорит Кузнецова.
Многие объекты декларируются как зеленые на этапе проектирования, например на бумаге имея класс энергоэффективности А+, однако их фактические эксплуатационные параметры – реальное потребление ресурсов, качество воздушной среды, уровень комфорта – остаются непроверенными, рассказывает эксперт. «Это не позволяет оценить истинное количество по-настоящему зеленых зданий», – считает Кузнецова.
Ситуацию усугубляет практика гринвошинга (англ. greenwashing, «зеленое отмывание». – «Ведомости. Устойчивое развитие»), когда экологичность используется как маркетинговый ход без существенных улучшений, добавляет она. На рынке также ведутся споры о методологии некоторых систем сертификации, однако в фокусе внимания экспертов остается главный вызов: необходимы механизмы, проверяющие не документы, а реальную работу здания, уверена руководитель EGBS.
Экология стройки
По федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла» к 2030 г. доля вторичных строительных ресурсов на стройплощадках должна достигнуть 40%. С 1 января 2025 г. в России действует распоряжение правительства, обязывающее использовать вторичное сырье при производстве строительных материалов и выполнении работ. Норматив затрагивает производство цемента, кирпича, строительство жилья, дорог и благоустройство, устанавливая минимальную долю вторсырья в составе продукции.
Для практической реализации этих требований Российский экологический оператор (РЭО) совместно с Дом.РФ сформировали перечень, включающий около 90 видов строительных материалов из вторсырья. В список вошли товары для обустройства строительных площадок, гидроизоляционные и кровельные материалы, электромонтажные изделия, решения для дорожной сети и благоустройства, в том числе созданные с помощью 3D-печати. Отбор продукции проводился по результатам проверок перерабатывающих заводов и анализа их применения в жилищном строительстве.
Однако текущие показатели значительно отстают от целевых: по официальным данным Роспотребнадзора, в 2023 г. переработано лишь 13% строительных отходов. Как отмечает генеральный директор ГК «Крашмаш», занимающейся демонтажом зданий и сооружений, Виктор Казаков, реальный объем образования строительного мусора в 2–3 раза выше официальных 97 млн т, а фактический уровень переработки не превышает 10%. Основными препятствиями для достижения цели, поставленной правительством, являются несовершенная система учета отходов и недостаток перерабатывающих мощностей, что требует координации и участия всех игроков рынка, считает эксперт.
Реновация стала революцией
Системную проблему в переработке строительных отходов обнажил массовый снос старых домов в рамках реновации в Москве, говорит Казаков. Обнаружилась нехватка инфраструктуры для переработки, усугубилась проблема незаконных свалок, отмечает он. При этом массовому использованию зеленых практик в строительстве мешает высокая стоимость их внедрения, добавляет Романов. Опрос 127 строительных компаний из разных городов России, проведенный компанией «Роквул» в ноябре – декабре 2024 г., показал, что 84% девелоперов отказались от собственных программ переработки отходов именно по этой причине. Еще 50% отметили сложное законодательство, 40% – трудности с получением разрешений и лицензий, 32% – слабую поддержку со стороны государства, а 28% – нехватку информации о технологиях. При этом каждый второй застройщик признает, что готов активнее запускать зеленые проекты, если государство расширит экономические стимулы и упростит регуляторику.
Между тем массовый снос в рамках реновации стимулировал развитие переработки как обязательного элемента демонтажных проектов, утверждает Казаков. Для контроля за обращением отходов строительства, сноса и грунта (ОССиГ) в Москве внедрена автоматизированная информационная система (АИС), регистрация в которой стала обязательной с 2022 г. для всех участников цепочки производства, вывоза и утилизации ОССиГ. После внедрения системы ОССиГ стало возможным полностью отслеживать и контролировать перемещение отходов в режиме реального времени: перевозить строительные отходы могут только лицензированные перевозчики с электронными талонами, рассказывает Казаков. «Специализированные компании теперь обеспечивают полный цикл – от сноса до производства вторичных материалов, достигая уровня переработки более 90% благодаря современному оборудованию и специализированным полигонам», – утверждает он. Ключевыми инновациями в сфере реновации стали технология «Умный снос» и цифровизация контроля. Как пояснил Казаков, поэлементная разборка зданий с последующей сортировкой отходов позволяет возвращать в хозяйственный оборот до 80–90% материалов. По его словам, программа реновации позволила масштабировать лучшие мировые практики, ранее использовавшиеся лишь лидерами демонтажной отрасли. Казаков также добавил, что технологии «Умного сноса» постепенно распространяются за пределы столицы.
Однако российский строительный рынок лишь частично готов к внедрению технологий зеленого демонтажа, считает Казаков. Основными проблемами, по его мнению, остаются отсутствие стандартизированных требований к качеству вторичных материалов и четких экономических стимулов для их использования.
«Уже сегодня наша компания применяет технологии поэлементной разборки с возвратом 90% материалов в хозяйственный оборот, создавая основу для замкнутого цикла в строительстве», – говорит он. В перспективе 5–7 лет требования заказчиков расширятся: кроме энергоэффективности будут востребованы экологичные материалы и полная переработка строительных отходов, полагает Казаков. Он уверен, что это открывает перспективы для компаний, уже инвестирующих в зеленые технологии.