Вячеслав Федюнин: «Производство органики требует знаний, инвестиций и времени»
Директор фонда «Органика» – о рынке органической продукции в РоссииСогласно федеральному закону «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 1 сентября 2025 г. в России обозначениями «эко», «био» и «органик» можно будет маркировать только сертифицированную органическую продукцию. Это должно помочь потребителю отличить ее от товаров, в описании которых производители используют подобные слова в качестве маркетинговых уловок. О том, как данные изменения отразятся на рынке продуктов питания и насколько коснутся российских потребителей, рассказал глава фонда «Органика» Вячеслав Федюнин.
– Прежде всего следует учитывать, что рынок органики очень мал относительно общего объема продуктов, продающихся в офлайн-магазинах и на маркетплейсах. По данным Стратегии развития органического производства в РФ до 2030 г., речь идет не более чем о проценте российского рынка продовольствия. При этом часть таких товаров была сертифицирована либо только по стандартам Европейского cоюза, либо по другим и эту продукцию мы можем считать органической лишь условно. Дело в том, что по действующему законодательству в России органическими официально признаются только продукты, сертифицированные по отечественным стандартам. С учетом этого, по оценкам нашего фонда, доля органики в общем объеме розничной торговли продовольствием в России составляет около 0,2–0,3%.
Поэтому существенных изменений после 1 сентября потребители не заметят. Однако почувствуют производители. Те, кто наносит на упаковку слова, например, «эко», «био» или подобные, и хочет сохранить эти обозначения, будут обязаны проходить сертификацию на соответствие российским органическим стандартам. Либо отказаться от маркировки.
Вячеслав Федюнин
– Да, закон принят прежде всего для упрощения восприятия людьми того, что они видят на прилавках. Сегодня покупатели обращают внимание на товары с разноцветными ценниками, свидетельствующими об акциях в магазинах на определенные товары, скидках и т. д., и не особо погружаются в вопросы качества. Потребители полагают, что все, что продается в магазине, так или иначе государство контролирует и продукция качественная. Так ведут себя, по нашим оценкам, 75–80% покупателей. И только четверть из них выбирают продукт более тщательно. Но даже из этих 25% не все знают о существовании органической продукции, о том, как она маркируется. Этот вопрос требует дополнительного просвещения людей, активного продвижения знаний об органике. Чем и занимается ряд организаций в России, в том числе и наша.
Мы изучили портрет потребителя органической продукции. 70% покупателей органики – женщины в возрасте от 25 до 45 лет с уровнем достатка чуть выше среднего, имеющие семью, двух-трех детей. Они ориентированы на здоровое питание. Около 30% – мужчины примерно той же возрастной категории. За рубежом главный мотив приобретения органической продукции – забота людей об окружающей среде, а сохранение и сбережение собственного здоровья там на втором месте.
– В реестр органических производителей Минсельхоза РФ сегодня включены 230 компаний, из них чисто российские 201, а 29 поставляют продукцию, произведенную за рубежом, но получившую подтверждение соответствия российским стандартам. На информационном портале фонда «Органика» производителей числится больше – 264. Дело в том, что мы включили в список дополнительно 34 компании, которые имеют только иностранные сертификаты, подтверждающие, что их продукция является органической по требованиям той страны, где они проходили сертификацию.
По объемам производства преобладают продукты растениеводства. Далее следуют мясная и молочная продукция, а также алкогольная продукция – крепкие напитки и вина. Производители на этикетках своих товаров размещают QR-коды, которые позволяют с помощью смартфона перейти на сайт реестра Минсельхоза и убедиться, что продукция сертифицирована по государственным стандартам органического производства.
– Это очень индивидуально и зависит от объемов производства. Если тот, кто производит, например, куриные яйца, захочет по-прежнему наносить маркировку об органическом происхождении товара, ему придется обеспечить соответствие установленным стандартам всей производственной цепочки. Начиная с должным образом подготовленной почвы для выращивания органических кормов. Если ранее эта земля использовалась в традиционном хозяйстве, то с тех пор должно пройти не менее трех лет. Либо придется подбирать новые участки. Необходимо организовать отдельные кормовой отсек, линию для хранения и подачи кормов, выгульные площадки для птицы, помещения для ее содержания, а также для хранения готовой продукции и т. д. Требования прописаны в соответствующих ГОСТах и других нормативных актах. Например, существует ГОСТ «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».
В растениеводстве расходы на переход на производство органики меньше, чем в животноводстве, но все равно требуется изменение хозяйственной деятельности. Например, отказ от пестицидов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений.
– Ситуацию на рынке по количеству желающих пройти сертификацию мы увидим, наверное, в ближайший год. К сентябрю 2026 г. оценим точно. Думаю, многим производителям проще будет пересмотреть свою политику в продажах, изменить маркировку, чтобы она не противоречила закону. Это может быть менее затратно для сохранения уровня продаж.
Но для других требование о сертификации станет стимулом задуматься о дальнейших планах. Производство органики требует знаний, опыта, инвестиций и времени.
Фонд «Органика»
Создан в 2021 г. с целью содействия формированию культуры потребления органической продукции.
С 2022 г. фонд является финансовым партнером конкурса Совета Федерации и Министерства сельского хозяйства России, направленного на развитие рынка органической продукции.
Также фонд оказывает поддержку производителям, направленную на финансирование расходов по сертификации и продвижению продукции на внутреннем рынке РФ. В периметре деятельности фонда обучение в лучших хозяйствах производителей органической продукции для тех предприятий, которые планируют стать органическими.
– В последние годы, по данным швейцарского Научно-исследовательского института органического сельского хозяйства (FiBL), мировой рынок органики рос на 5–15% и достиг в 2023 г. 136,4 млрд евро. Среди стран крупнейшим потребителем органической продукции на душу населения сегодня является Швейцария (468 евро в год), а Дания имеет самую большую долю органического рынка – 11,8% от общего объема продуктов питания.
Думаю, рост рынка связан как с благосостоянием людей, так и с осознанием ими того, что производство органической продукции способствует сохранению окружающей среды, состояния почвы и здоровья человека. Ведь органика выращивается и производится без применения синтетических пестицидов, удобрений, антибиотиков, гормонов роста.
Если говорить о потреблении, то крупнейшие рынки мира после Швейцарии здесь США, Германия и Китай. Лидерами по объемам производства органического сырья являются Австралия, Индия и Аргентина. Самой большой площадью органических земель обладает Австралия, главным образом за счет пастбищ.
По России пока нет официальной статистики. Эксперты отрасли считают, что рынок органических продуктов в стране растет, потому что практически все отечественные производители заявляют о том, что их продукция продается в полном объеме. А число производителей ежегодно увеличивается на 10% – мы можем это оценить по количеству выданных сертификатов.
– Действительно, лидерами по количеству сертифицированных производителей являются семь регионов: Воронежская, Белгородская, Московская, Новосибирская области, Краснодарский и Ставропольский края, Ханты-Мансийский автономный округ. Есть два ключевых фактора, которые влияют на развитие производства органики, – это позиция региональной власти и локализация рынков сбыта.
Воронежская и Белгородская области служат примером эффективного подхода к развитию органического производства на уровне регионального управления. Там власти понимают, что органика – это тот сегмент агропромышленного комплекса, который в перспективе может дать свои плоды с точки зрения не только сохранения биоразнообразия и плодородия почвы, но и производства высококачественной продукции. Кроме того, эти регионы расположены близко к рынкам сбыта, самыми крупными из которых сегодня в России являются Москва и Санкт-Петербург.
Новосибирская область стала в большей степени производителем растениеводческой продукции. Это овощи, пшеница, гречка, масличные культуры, которые не только поставляются для переработки внутри нашей страны, но и ориентированы на зарубежные рынки сбыта.
В Ханты-Мансийском автономном округе региональные власти предоставляли производителям меры поддержки. Например, Фонд развития Югры субсидировал продвижение продукции под маркой «Сделано в Югре» со знаком органической продукции и организовал целый кластер для таких производителей. В крае много дикоросов и природных богатств, там смогли провести сертификацию лесных участков, где заготавливаются многие виды дикорастущей продукции, будь то иван-чай, травы, ягоды, грибы. 11 компаний смогли выполнить требования сертификации по органическим стандартам. Для сравнения: в таких богатых лесными ресурсами регионах, как Иркутская область, Красноярский край, Амурская область, имеется по одному сертифицированному производителю органики.
Эффективным инструментом для стимулирования спроса на органическую продукцию в России могут стать механизмы государственных закупок. Например, можно ввести органические продукты в школьное меню. В прошлом году мы проводили исследование в Ростовской области и оценили, насколько дороже становится завтрак для школьника, если ввести в него органическую крупу при производстве каши. Оказалось, что не подорожает ни на рубль. Омлет из органических яиц, по нашим подсчетам, станет дороже на 15 руб. И здесь следует задуматься о приоритетах: мы хотим сэкономить или заботимся о здоровье будущих поколений.