Эксперт РА: опыт Китая в ESG-трансформации пригодится России
Китай переживает стремительную трансформацию в направлении устойчивого развития. Основная проблема на пути взятых КНР обязательств по переходу к углеродной нейтральности к 2060 г. в том, что в структуре энергобаланса на сегодняшний день доминирует энергия из углеводородов. Об этом говорится в новом исследовании «Эксперт РА» «Путь Китая к углеродной нейтральности – меры на государственном и региональном уровнях».
В структуре первичного энергобаланса КНР доминирует уголь: на его долю приходится 67%, на нефть и газ – по 6%, на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и атомную энергию – 21%. Уголь повинен не только в эмиссии углекислого газа (CO2), но и в густом смоге, который является причиной высокого уровня заболеваемости раком легких, отмечается в исследовании. По этому показателю на душу населения Китай является третьим в мире и опережает США на 28%, Японию – на 33,8%, Германию – на 45%. В абсолютных же значениях число людей, у которых в 2022 г. выявили данный тип рака, оказалось больше миллиона (1,06 млн человек). «А с учетом того, что качество диагностики и ее физическая доступность в некоторых частях КНР в силу межрегиональных диспаритетов пока далеки от совершенства, реальные цифры могут оказаться еще более устрашающими. Таким образом, зеленый переход можно даже назвать с определенными допущениями вопросом жизни и смерти для Китая», – делают вывод авторы обзора.
Наибольшее потребление ископаемых видов топлива и основная доля выбросов приходятся на тепло- и электроэнергетику: в 2023 г. эта отрасль была ответственна за 55% выделений антропогенного CO2 в КНР. Крупнейшая мера по улучшению экологии сфокусирована именно на этой индустрии. Речь идет о Национальной системе торговли выбросами, запущенной в 2021 г. По данным за первое полугодие 2024 г. эта система охватывала 2 257 ключевых предприятий из сферы углеводородной энергетики с совокупным объемом выбросов в размере 5,1 млрд т CO2, это около 40% всех выбросов углекислого газа Китая. К концу 2024 г. к системе присоединили компании из других сегментов рынка: производителей цемента и электролитического алюминия, сталелитейной индустрии, а также предприятия зеленой энергетики.
Система торговли выбросами создает институциональные ограничения для расширения углеродоемкой генерации. Развитие зеленой энергетики Китай, напротив, поддерживает. Так, в области солнечной энергетики государство субсидировало покупки оборудования и госзаказы: с 2009 по 2013 гг. в стране действовала программа «Золотое солнце», по которой государство субсидировало до 50% стоимости строительства солнечных станций (до 70% в удаленных районах страны). Часть генерирующих мощностей устанавливалась полностью за счет государства. C 2014 по 2021 гг. в рамках национальной программы по борьбе с бедностью государство ставило небольшие солнечные фермы в сельских районах или отдельные панели на крышах сельских домов и отчисляло доходы от продажи энергии в общую сеть бедным домохозяйствам.
С 2011 г. по 2021 г. для солнечной и ветрогенерации действовали льготные повышенные тарифы, субсидируемые государством. Причем данные льготные тарифы предоставлялись на долгосрочной основе, обычно на 20 лет, что сильно подогревало интерес инвесторов к данной области за счет большей предсказуемости будущих денежных потоков, отмечают эксперты.
Фискальная поддержка также оказалась хорошим стимулом. Производители солнечных панелей платят налоги на прибыль по пониженной ставке 15% вместо 25% как высокотехнологичные предприятия. Экспорт солнечных панелей облагается по нулевой ставке НДС, а до 2018 г. НДС не нужно было выплачивать даже при внутренних продажах солнечных панелей. Кроме того, государство возмещает в размере до 200% от понесенных затрат на исследования и разработки. Как итог, за последнее десятилетие цены на китайские солнечные панели снизились на 87%. К началу 2024 г. китайские панели оказались на 20% дешевле американских аналогов и на 35% – европейских. С 2021 г. во многих регионах Китая солнечная энергия достигла ценового паритета с угольной энергетикой.
Меры поддержки зеленой генерации создали условия для преобладания ВИЭ в новых устанавливаемых мощностях, отмечают аналитики «Эксперт РА». Мощности новых установок, работающих на солнечной энергии, достигла в 2023 г. 217 ГВт, на энергии ветра – 76 ГВт, а на угле – 38 ГВт, на газе – 1,4 ГВт.
Россия постепенно движется в направлении декарбонизации, хотя и находится на раннем этапе борьбы с углеродным следом, отмечают эксперты. На выбираемые подходы существенное влияние часто оказывает именно китайская модель. Например, механизм пилотных проектов на местных уровнях. В 2021 г. в Сахалинской области был запущен проект достижения углеродной нейтральности к 31 декабря 2025 г. В регионе апробируются меры широкого спектра ESG-направлений, начиная от перехода с угля и дизеля на газ, поисков решений по утилизации мусора и заканчивая развитием системы торговли углеродными единицами. Прогресс региона стремительный: по итогам 2023 г. объем нетто-выбросов CO2 здесь упал до 732 000 т с 1,37 млн т в 2021 г.
Чтобы избежать длительного этапа проб и ошибок, российские власти должны работать в тесном взаимодействии с китайскими регуляторами, считают аналитики. К вероятным будущим проблемам, для решения которых могут пригодиться консультации с китайскими партнерами, они отнесли трудности учета экологического эффекта ESG-проектов и сложности в стандартизации отчетности по ним. Также, по мнению авторов исследования, внимания российских государственных органов достоит богатый опыт Китая по развитию ВИЭ.