Почему производители электромобилей избегают обширного источника компонентов аккумуляторов на дне океана

Борьба с изменением климата увеличит количество электромобилей на дорогах мира

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), борьба с изменением климата увеличит количество электромобилей на дорогах мира с 30 млн в настоящее время до примерно 300 млн к 2030 году. Пока производители электромобилей разыскивают металлы, необходимые для создания десятков миллионов аккумуляторов, они намеренно обходят стороной одно из немногих мест на Земле, где доступно так много того, что им нужно, пишет The Washington Post. Глубоководное морское дно изобилует никелем, кобальтом, медью и марганцем. Но усилия горнодобывающих компаний по их добыче с помощью подводных роботов терпят неудачу. Производители электромобилей, которым нужны минералы для своих аккумуляторов, дистанцируются от этой практики, поскольку ученые бьют тревогу по поводу экологического ущерба, который может быть нанесен морскому дну.

Опасения автомобильных компаний вряд ли смягчаются беспорядочными спорными обсуждениями всего этого в штаб-квартире Международного органа по морскому дну, учрежденного Конвенцией ООН по морскому праву. Орган, которому поручено контролировать разведку и разработку полезных ископаемых в международных водах, был в смятении с тех пор, как небольшое тихоокеанское островное государство Науру сослалось на пункт, включенный в Морское право, разрешающий добычу в течение нескольких месяцев до того, как станет известно о ее воздействии на окружающую среду. На мартовском заседании Совета по управлению морским дном, в состав которого вошли представители 36 стран, многие делегаты искали юридический способ приостановить добычу на морском дне на неопределенный срок. Неясно, возможно ли это, если учитывать Конвенцию ООН по морскому праву, которая была изменена в 1994 году, чтобы предоставить таким странам, как Науру, возможность начать добычу, если процесс разработки правил затягивается надолго.

Некоторые производители автомобилей, например, BMW, Renault, Rivian, Volvo и VW, публично поддерживают мораторий на разработку морского дна. GM, Ford и Daimler на данный момент не допускают использование глубоководных материалов в своих цепочках поставок. «Автопроизводители не хотят, чтобы батареи электромобилей ассоциировались с большим разрушением, чем уже есть», — считает директор климатической программы в Центре права, энергетики и окружающей среды Калифорнийского университета (США) Итан Элкинд. «Вокруг добычи этих металлов уже было много негативной огласки: нарушения прав человека, детский труд, гибель людей в результате обрушения шахт. Вы можете себе представить риск с глубоким морем. Если экологический ущерб, нанесенный этим уязвимым подводным районам, выявится после начала добычи, они не захотят в этом участвовать», – сказал он.

При этом горнодобывающая компания Metals Company, корпоративный партнер Науру, начала свой крестовый поход по добыче полезных ископаемых с морского дна, пообещав, что поможет автомобильным компаниям избежать неприятных экологических проблем и проблем с общественностью. Фирма демонстрирует гигантских роботов, которые будут перемещаться по морскому дну, собирая металлы вдали от человеческой цивилизации. По оценкам, в районе, где планируется добывать, достаточно металлов для производства 280 млн автомобильных аккумуляторов. Область международных вод в Тихом океане, наиболее желанная для добычи полезных ископаемых, настолько обширна, а исследования потенциальных последствий добычи полезных ископаемых настолько дорогостоящи, что страны изо всех сил пытаются разработать необходимые для добычи правила. Аккумуляторные технологии быстро развиваются, как и методы добычи полезных ископаемых. Генеральный директор Metals Company Джерард Бэррон признал, что защитники окружающей среды «нанесли хороший удар по ребрам, заставив автопроизводителей подписать мораторий». «Я не думаю, что вам следует смотреть на тех, кто находится в этом списке моратория. Вы должны посмотреть на тех, кто не в нем», — сказал он.