Как социальные инвестиции бизнеса влияют на будущее страны

Дети, спорт и малые территории – что поддержат компании в 2025 году
iStock
iStock

В последние годы российские компании уделяют все больше внимания в своих стратегиях устойчивого развития социальной составляющей, которую принято обозначать буквой S в аббревиатуре ESG (от англ. environmental, social, governance – экологические, социальные и управленческие аспекты). Бизнес делает ставку на инициативы, направленные на улучшение качества жизни общества. Социальная составляющая становится все заметнее в стратегиях устойчивого развития российских компаний, рассказали участники конференции «Ведомостей» «Социальные инвестиции», состоявшейся в феврале этого года.

Как писали «Ведомости. Устойчивое развитие», опрос, проведенный осенью прошлого года «Лигой зеленых брендов» (ЛЗБ), показал, что компании активно работают как над внешними, так и над внутренними социальными инициативами. Среди наиболее распространенных – сотрудничество с образовательными учреждениями (этот вид активности отметили 60% опрошенных компаний), развитие и улучшение инфраструктуры территорий присутствия (44%), популяризация здорового образа жизни и поддержка спорта (42%), поддержка и развитие местного сообщества через гранты и акселераторы (33%), поддержка и развитие социального предпринимательства (24%).

Представители крупного бизнеса, госструктур, некоммерческих организаций (НКО) и благотворительных фондов на конференции отметили важность повышения качества жизни уязвимых групп населения и связанную с этим необходимость тесного сотрудничества бизнеса с некоммерческим сектором. В частности – для внедрения цифровых решений, повышающих эффективность реализации проектов.

Адресная поддержка

Взаимодействие бизнеса и НКО – мощный инструмент решения социальных проблем, уверена директор эндаумент-фонда «Филантроп» Людмила Пантелеева. «Бизнес приходит с ресурсами, с экспертизой, зачастую и с инновациями. А НКО, со своей стороны, знают глубокие потребности общества и помогают строить доверительные отношения с местным сообществом», – пояснила она.

«Задача предприятия сегодня – не только максимизация прибыли и рост капитализации компании. Современная корпорация обязана быть социально ответственной: заботиться об окружающей среде, клиентах, поставщиках, сотрудниках и обществе в целом, чутко реагируя на их потребности», – отметила заместитель генерального директора по взаимодействию с государственными органами и корпоративным связям Московского автомобильного завода (МАЗ) «Москвич» Татьяна Редько. В частности, добавила она, задача бизнеса – создавать условия, при которых люди с ограниченными возможностями могут полноценно участвовать в общественной жизни, получать образование, работать и т. д.

В частности поэтому в конце прошлого года завод начал производить автомобили «Москвич 3» на ручном управлении. Этот проект предприятие реализует вместе с фондом «Защитники Отечества». Сейчас это единственный подобный автомобиль в России, собранный на конвейере, подчеркнула спикер. По словам Редько, производство «Москвича 3» – существенная помощь инвалидам, в том числе военнослужащим, ветеранам специальной военной операции (СВО) – машина с ручным управлением обеспечивает их независимость и самостоятельность.

Опытом трудоустройства людей с аутизмом поделилась директор по персоналу ГК «Урбантех» Анна Шапиро. «У нас много открытых позиций связано с информационными технологиями, мы можем предложить профильную, специализированную работу, подходящую ребятам с аутизмом», – рассказала она. Уже сейчас на должности оператора данных в штате компании трудятся семь сотрудников с аутизмом, более 20 – в проектной занятости, на должности специалиста по обучению нейросети. По словам Шапиро, вопросы приема сотрудников на работу, их обучение и адаптация вызвали новые потоки коммуникаций внутри компании, которые укрепили кросс-функциональное взаимодействие. Опыт ГК «Урбантех» заинтересовал и другие компании. «Нас начали приглашать делиться опытом, это помогает нам масштабировать инициативу», – поделилась Шапиро. Шесть российских компаний уже присоединились к практике трудоустройства сотрудников с аутизмом.

Фокус на малые территории

Обеспечить доступ людей даже к самому необходимому – здравоохранению, образованию, транспорту – порой крайне сложно без помощи бизнеса и благотворительных организаций, сошлись во мнении участники встречи. Особенно если речь идет о малых территориях – небольших городах, поселках, селах, отдаленных районах. «Проблематика малых территорий в том, что основных акторов там может быть в лучшем случае всего два – градообразующее предприятие и местная администрация. Поэтому вопрос вовлечения других заинтересованных сторон является, по сути, ключевым для развития территории», – уверен руководитель программ развития регионов лесопромышленной компании «Свеза» Максим Одинцов.

Для решения социальных проблем в регионах своего присутствия (всего их восемь) «Свеза» ежегодно проводит опросы, интервью ключевых экспертов по вопросам социально-экономического развития, собирает статистические данные, сообщил представитель компании.

«Я бы хотел отметить важный для нас механизм, который мы отрабатывали в течение нескольких лет, – конкурсный отбор общественных и предпринимательских инициатив. Сейчас это один из главных инструментов поиска идей для развития и решения вопросов местного значения с вовлечением всех заинтересованных сторон», – сказал Одинцов. По его словам, в прошлом году компания провела пять конкурсов среди общественных организаций и предпринимателей. Из 100 проектов определены 30 победителей. Так, в городе Мантурово Костромской области из 17 конкурсных заявок победили четыре. «Теперь в процессе создания или уже созданы детский центр, фитнес-центр и школа развития для детей», – сообщил руководитель программ развития регионов «Свезы».

Генеральный директор «Фонда Тимченко» Галина Лапонова считает, что социальная поддержка – это не только материальная помощь, но и укрепление связей между жителями, создание более сплоченного общества.

«Мы работаем в малых городах и селах. И одна из наших задач – забота о пожилых людях, находящихся в уязвимом положении», – рассказала она. Население стареет, при этом помощи на местах немного, а государство не всегда может справиться в одиночку, отметила спикер. Лапонова привела в пример работу по организации столовой для нуждающихся пожилых людей в поселке Игра в Удмуртии. Проект реализовали при участии фонда местные жители совместно с центром социальной защиты.

«Прихожане вместе с настоятелем отремонтировали подвал церкви XVIII в. Мы, со своей стороны, предоставили им грант для организации там социальной столовой. Вместе с центром социальной защиты они выявляют нуждающихся людей», – рассказала эксперт. Социальная поддержка на малых территориях – это не просто помощь, а инвестиция в их устойчивое развитие, в будущее людей, уверены в «Фонде Тимченко».

Будущее в детских руках

Из-за снижения численности населения, его старения и недостатка квалифицированных специалистов возникает интерес бизнеса к поиску и воспитанию кадров среди детей и подростков. Компании стремятся дать будущим профессионалам понимание специфики работы, выбрать потенциальных кандидатов и вложить средства в их обучение. Однако старшие школьники не знают, кем они хотят быть, потому что понимание этого приходит позднее, отметила генеральный директор Института правовой грамотности и поддержки предпринимательства, председатель управляющего совета проекта «Молодежная школа юриста» Анна Савин-Кровякова. «Запрос у них не на профессию, а на наставника», – подчеркнула она. Так возникла «Молодежная школа юриста», проект бизнес-уполномоченного Москвы Татьяны Минеевой, создается также «Молодежная школа логиста».

Одно из направлений работы «Фонда Тимченко» – грантовая поддержка проектов для развития детей старше 10 лет в малых городах и селах. Фонд поддерживает разные инициативы – от спортивных секций до творческих студий. «Для нас важно, чтобы педагоги «слышали голос ребенка» и понимали наставничество так же, как и мы, – без назидательности. Тогда подростки действительно включаются в проект, становятся его полноценными участниками», – отметила Лапонова.

Спортивный интерес

Популяризация здорового образа жизни (ЗОЖ) и поддержка спорта – способ снизить нагрузку на систему здравоохранения и повысить качество жизни населения, сошлись во мнении участники конференции. Кроме того, спортивные проекты становятся инструментом для решения социальных проблем, таких как подростковая преступность или социальная изоляция.

Роль бизнеса здесь очень важна, уверены участники дискуссии. У крупных компаний, как правило, есть корпоративные программы развития спорта. Это не только делает спорт более доступным, но и способствует развитию территорий и местной инфраструктуры.

Так, группа «Черкизово» собрала 20 футбольных и 25 волейбольных команд из 20 регионов. Более 1000 человек в год участвуют в различных соревнованиях, рассказал руководитель направления корпоративной и социальной ответственности (КСО) и устойчивого развития группы Всеволод Грибченков.

Сегодня главным источником внебюджетного финансирования и поддержки национального спорта является букмекерский бизнес, рассказала учредитель благотворительного фонда «Созвездие Добра» и первый вице-президент компании «Лига ставок» Ольга Журавская. Спикер напомнила, что в прошлом году президент России Владимир Путин поручил создать фонд дополнительной поддержки спорта, имущество которого будет сформировано в основном за счет целевых отчислений от азартных игр.

«Цифры достаточно весомые: только в 2024 г. букмекеры перечислили на эти цели 35,3 млрд руб., – сообщила Журавская. – Если к этой сумме добавить расходы на спонсорские контракты, социальные проекты и благотворительность, то получится сумма, сопоставимая с федеральным бюджетом на развитие спорта».

«Лига ставок» совместно с фондом «Созвездие Добра» с 2020 г. развивают социальную программу «Лига Добра», направленную на поддержку детско-юношеского спорта, спортсменов разных поколений, а также строительство спортивной инфраструктуры. «Мы уже построили 20 спортивных объектов для детей-сирот в разных регионах России. Поддерживаем юных талантливых спортсменов – ребятам выплачиваются стипендии в 15 видах спорта. Передали 34 т здорового питания 1000 ветеранам спорта в 17 регионах», – уточнила Журавская.

Цифровизация помощи

Участники мероприятия обратили особое внимание на тему повышения эффективности и прозрачности, на то, что в современном мире невозможно без внедрения цифровых технологий – как в сфере благотворительности, так и в любой другой. Ранее «Ведомости. Устойчивое развитие» писали, что идея создать для НКО возможность бесплатно или на льготных условиях получать цифровые продукты и техническую поддержку была реализована Совкомбанком совместно с фондом «Сколково» (входит в группу ВЭБ.РФ) в 2023 г. (в частности, была запущена платформа «Технологии добра» (18+) для цифрового развития НКО).

На конференции «Ведомостей» генеральный директор «Совкомбанк технологии» Вячеслав Литовченко отметил, что возникла потребность в цифровых продуктах, нацеленных на работу с некоммерческим сектором. «Для реализации идеи благотворительной помощи с течением времени нужно все больше и больше ресурсов. А инструментария для этого не появлялось, – пояснил он. – Никто до определенного момента целенаправленно не создавал цифровых продуктов, применимых только для некоммерческого сектора. В этом плане «Технологии добра» со стороны НКО можно воспринимать как маркетплейс бесплатных IT-решений».

По словам Литовченко, сейчас в России, согласно экспертным оценкам, от 60 000 до 100 000 социально ориентированных НКО. При этом лишь небольшое их количество, «которое можно посчитать на пальцах», использует в своей деятельности цифровые инструменты. Поэтому команда «Технологий добра» стремится объединить вокруг идеи цифровизации большое количество компаний из различных областей, желающих участвовать в помощи благотворительным организациям. «Сегодня это уже 30 партнеров. Год назад их было два. В качестве аудитории благотворительных фондов у нас порядка 800 фондов, и поток не прекращается», – сообщил Литовченко.