Опрос: 70% российских компаний расширяют проекты по КСО
Несмотря на турбулентную внешнюю среду, 93% российских компаний продолжают придерживаться стратегии корпоративной социальной ответственности (КСО) в своей работе. При этом почти 70% расширяют подобные проекты. Такие данные показал опрос, проведенный осенью этого года «Лигой зеленых брендов» (ЛЗБ), в исследовании приняли участие 45 компаний из различных отраслей экономики.
Исследование предваряет новый методологический продукт ЛЗБ – инструмент самооценки социальной ответственности. Такие инструменты ранее были разработаны для экологической и климатической ответственности. «Помня о том, что концепция устойчивого развития прежде всего используется как инструмент управления рисками, мы решили расширить инструменты оценки в направлении социальной ответственности, так как российский рынок сейчас переживает основные риски именно здесь», – прокомментировала президент ЛБЗ Анастасия Попова.
Более половины (51%) опрошенных компаний отметили, что стратегии и цели в области КСО остались прежними, в то время как 42% изменили цели и приоритеты. Среди отметивших изменения за последний год 68% расширили количество социальных проектов в рамках текущих стратегий, а 26% – пересмотрели фокусы и цели этих стратегий.
В то же время более 80% респондентов считают инициативу по созданию социального рэнкинга полезной. В числе основных преимуществ респонденты отметили: участие в программах государственной поддержки (60%), улучшение отношений с заинтересованными сторонами, в том числе потребителями, государственными органами и НКО (49%), ответственное кредитование, включая доступ к социальным финансовым инструментам с низкими процентными ставками или гибкими условиями погашения (42%), привлечение инвестиций со стороны социально-ориентированных фондов и инвесторов (31%). При этом 5% не знают о преимуществах.
В условиях высокой неопределенности социальная ответственность бизнеса становится одним из ключевых направлений его деятельности, способствуя не только привлечению и удержанию талантливых сотрудников, но и формированию высокой лояльности к бренду, считает председатель комиссии по социальному предпринимательству, член правления «Опоры России» Сергей Голубев. «Исследования подтверждают устойчивый тренд смещения фокуса с благотворительности на социальные инвестиции», – полагает он.
Опрос показал, что бизнес готов брать на себя ответственность за социальное развитие и улучшение жизни общества. Компании активно работают как над внешними, так и над внутренними инициативами. Среди наиболее распространенных внешних социальных программ и инициатив, реализуемых компаниями: сотрудничество с образовательными учреждениями (60%), развитие и улучшение инфраструктуры территорий присутствия (44%), популяризация здорового образа жизни и поддержка спорта (42%), поддержка и развитие местного сообщества через гранты и акселераторы (33%), поддержка и развитие социального предпринимательства (24%).
Текущие направления реализации внешних корпоративных программ планируется развивать. Более 40% респондентов отметили, что готовы поддерживать программы по развитию инфраструктуры территорий присутствий (44%) и образовательных учреждений (42%). Более половины опрошенных среди внутренних социальных инициатив отметили приоритетными инициативы по развитию и укреплению корпоративной культуры (58%) и программы обучения/повышения квалификации и карьерного роста сотрудников (56%).
Также 42% опрошенных компаний проводят оценки программ найма, адаптации, мотивации и удержания сотрудников, 40% – осуществляют программы корпоративного волонтерства, 36% –поддерживают социальные инициативы для вовлечения сотрудников в обсуждение вопросов корпоративного управления, оценки степени вовлеченности сотрудников в процессы компании и удовлетворенности условиями труда и взаимодействием с руководством, а 31% – инициативы по развитию лидерских навыков среди сотрудников, включая программы наставничества.
Основные вызовы, с которыми сталкиваются компании – недостаток финансирования для поддержания долгосрочных программ (66,7%) и трудности с привлечением квалифицированных специалистов (44,4%). Также 57,8% респондентов отметили недостаточную поддержку со стороны властей, что подчеркивает необходимость в более активном взаимодействии между бизнесом и государством для создания благоприятной среды для социальных инициатив, считают авторы исследования.
Среди инструментов социальной оценки, которые помогают достичь целей и содействовать продвижению социальных инициатив или продуктов, около 70% компаний выделяют ESG-рейтинги и рэнкинги. 67% используют стандарты устойчивого развития и сертификации, 42% – социальную маркировку и сертификацию компании или продуктов.
«Исследование выявило недостаток системного подхода у компаний к реализации социальных программ, а также ограниченные ресурсы для оценки их эффективности», – прокомментировал директор группы по оказанию услуг в области устойчивого развития компании ДРТ Тимур Турсунов. Это подчеркивает необходимость совершенствования управления практиками КСО, включая разработку и внедрение новых методов оценки и мониторинга эффективности социальных инициатив, считает эксперт.