Год экологии на Ямале: неявка по зеленой повестке

Освещая вопросы социально-экономического развития регионов России, в том числе тему реализации реформы обращения с отходами, «Ведомости. Экология» уже обращалось к опыту правительства Ямало-Ненецкого АО в сфере управления организационно и технологически сложными инфраструктурными проектами, использованию наилучших доступных технологий, стремлению к продвижению инновационных решений, активному использованию механизмов государственно-частного партнерства. Ямал — один из наиболее финансово устойчивых регионов России, эффективно инвестирующий в свое развитие.

Прошедший 2022 год был объявлен губернатором региона Дмитрием Артюховым годом экологии на Ямале. В числе анонсированных мероприятий — поддержка волонтерских отрядов, работа по точечной ликвидации свалок, экологические интенсивы для населения и другие публичные мероприятия, в том числе, нацеленные на вовлечение общественности к участию в решении вопросов охраны окружающей среды Ямала. Особое внимание Артюховым уделяется вопросам реализации реформы системы обращения с отходами и достижению целевых показателей нацпроекта «Экология», что непросто с учетом сложных природно-климатических и логистических условий Крайнего Севера.

По мнению общественников, несмотря на правильность идей и задач, поставленных губернатором, их реализация не всегда была эффективна, в чем редакция «Ведомости. Устойчивого развития» получила возможность убедиться.

В прошлом году экоактивистами были обследованы действующие в ЯНАО полигоны захоронения отходов и практически на всех из них были выявлены грубые нарушения природоохранного законодательства. По материалам общественников прокуратурой и Росприроднадзором были организованы проверки, на владельцев полигонов наложены штрафы.

Интерес вызвала и ситуация с мусорным полигоном-свалкой, расположенном в районе города Ноябрьска, где помимо множества экологических нарушений выяснилось, что половина отходов фактически складирована за пределами отведенного земельного участка на территории соседнего региона – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Вместе с тем, как писали vedomosti.ru/ecology/regulation/news/2022/01/21/905906-musornie-klasteri-yamala-naskolko-effektivni-kontsessionnie-mehanizmic «Ведомости. Экология» ровно год назад, правительство Ямала до конца 2024 года запланировало строительство трех крупных межмуниципальных автоматизированных мусоросортировочных комплексов с полигонами, установками термического обезвреживания и компостирования отходов, размещаемых в Салехарде, Новом Уренгое и Муравленко. Предполагалось, что все проекты будут реализованы на основе концессионных соглашений. В 2021 году были объявлены конкурсы и даже проведен первый этап, отобраны претенденты, допущенные к подаче ценовых заявок. Однако на этом шаге всё внезапно остановилось и весной 2022 года конкурсные процедуры были отменены без официального объявления причин.

Схема реализации проектов была изменена и теперь предусматривает два этапа – подготовку проектно-сметной документации, за это взялись окружные власти, а затем строительство и последующая эксплуатация комплексов.

В целом, такой подход более рационален. Детальная проработка проекта, формирование смет, позволяет минимизировать риски в части соблюдения как сроков, так и стоимостных показателей строительства, и конечно же, позволит осуществить предметную оценку эксплуатационных расходов, закладываемых в тарифы. Пока не ясно по какой схеме будет реализовано само строительство, будет ли это концессия или иная форма государственно-частного партнерства, либо через стандартный государственный подряд, с последующим назначением эксплуатирующей организации.

Реализацию первого этапа власти округа поручили Региональному инновационно-инвестиционному фонду «Ямал», роль которого, по-сути, свелась к привлечению подрядчика и к организации финансирования. Функции заказчика поручено обеспечивать окружному департаменту строительства.

Согласно условиям утвержденного технического задания на проектирование, под которыми стоят подписи двух заместителей губернатора Ямала, руководителей профильных департаментов и глав городов, привлечение проектной организации предполагалось на основании конкурсного отбора, но, к сожалению, в открытых источниках следы проведенных конкурентных процедур, в результате которых были заключены контракты на проектирование, не обнаруживаются.

Для проектирования трех важнейших для округа объектов привлечено ООО «НИИ Проект Территориальная мастерская №17» из Нижнего Новгорода, относимое к категории микропредприятий отрасли архитектурного проектирования. В чем заключается опыт и уникальность компетенций указанного микропредприятия для профессионалов отрасли осталось загадкой, но «брат-близнец» этой компании, с тем же названием и генеральным директором, но только в статусе акционерного общества, обанкротился в 2022 году.

Явно торопясь исполнить губернаторский наказ, в октябре-ноябре 2022 года года администрациями городов Салехард, Новый Уренгой и Муравленко были организованы заочные общественные обсуждения проектной документации идентичных объектов перспективного строительства – «Автоматизированный мусоросортировочный комплекс с полигоном», включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Проектная документация на мусорные полигоны и объекты по обезвреживанию отходов в обязательном порядке подлежат экологической экспертизе на федеральном уровне и, соответственно, предварительному общественному обсуждению.

Ознакомившись с содержанием уведомлений о проведении общественных обсуждений, а также прилагаемыми материалами, размещенными на официальных сайтах муниципалитетов-организаторов, специалисты обратили внимание на то, что в каждом случае к обсуждению были предложены только «предварительные материалы ОВОС», но не проектная документация на объекты строительства, как того требует законодательство. Материалы, непосредственно относящиеся к проектным решениям, к ознакомлению размещены не были.

После запросов редакции «Ведомости. Устойчивого развития», направленных в адрес глав городов Салехард, Новый Уренгой и Муравленко, отвечающих за проведение общественных обсуждений, ситуация изменилась, и на суд общественности все же была предложена проектная документация, но в урезанном объеме, в частности, без отчетов об инженерных изысканиях и без разделов №4 («Конструктивные и объемно-планировочные решения»), №6 («Проект организации строительства»), №9 («Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности»).

Отсутствие перечисленных частей проектной документации делает её неполной, и не просто нарушает требования законодательства об экологической экспертизе, но и по существу не позволяет должным образом сформировать мнение о проведенной оценке воздействия на окружающую среду и обоснованности её результатов.

Возможно, имела место формальная гонка за сроками, когда разработка проектной документации объективно не была завершена, и проведение общественных обсуждений при таком состоянии материалов было явно преждевременным. Форсирование сроков проведения общественных обсуждений проектной документации в таком усеченном виде выглядит стремлением использовать временный механизм заочного проведения общественных обсуждений, вводившийся в рамках антиковидных мер и действовавший до конца 2022 г., чтобы тем самым избежать проведения общественных обсуждений в очном порядке.

Экологическое законодательство прямо определяет, что помимо обязательной государственной экологической экспертизы проектной документации по инициативе органов власти может быть также организована и общественная, с привлечением специалистов-экологов. И ситуация свидетельствует о том, что общественность с большим вниманием относится к состоянию дел в сфере охраны окружающей среды Ямала и, в частности, проблемам с обращением с отходами. Однако по смыслу ответа, полученного редакцией «Ведомости. Устойчивого развития» от муниципальных чиновников, реализация такой инициативы с их стороны точно не планируется.

«Интересное получается сравнение, когда в официальных пабликах чиновников различного ранга проводятся акции по обсуждению с жителями того, в какой цвет лучше забор во дворе дома покрасить или название переулку присвоить, а в ситуации со строительством мусорных полигонов, куда отходы из разных мест будут свозиться, в том числе и промышленные, наблюдается явная кулуарность и стремление решить все вопросы, как это принято называть «в кабинетной тиши» – комментирует ситуацию местный экоактивист, настаивающий на анонимности.

Учитывая, что объекты проектируются в крупнейших городах округа, имеют межтерриториальный статус, т.е. не только экологическую, но и социальную значимость, инициатива властей в проведении независимой общественной экологической экспертизы выглядела бы вполне уместной.

«К сожалению, на подобных примерах мы наблюдаем, как ямальскими чиновниками обесцениваются принципы и подходы к организации работы, сформулированные губернатором ЯНАО Артюховым, в том числе, открытость, гласность, привлечение квалифицированных специалистов и общественности в решение наиболее острых и социально значимых вопросов. Здесь же налицо либо откровенная некомпетентность местных чиновников, либо осознанное стремление создать лишь видимость соответствия законодательству процедуры общественных обсуждений, без целей реального изучения общественного мнения, привлечения широкой аудитории, в том числе, экспертного сообщества для выявления потенциальных рисков негативного влияния намечаемой деятельности по обращению с различными видами отходов на экосистему и здоровье населения Ямала. Особенно цинично это выглядит на фоне объявленного Артюховым года экологии, — считают местные эксперты.

Пока сроки реализации планов по строительству новых комплексов, призванных стать технологической основой системы обращения с отходами Ямала, обеспечивающей выполнение целевых показателей нацпроекта «Экология», не меняются, нацеленность на завершение реформы до конца 2024 года остается, но можно констатировать, что прошедший год экологии не стал для ямальских чиновников прорывным в движении к намеченной цели.