На биржах стало меньше акций


Звездами рынка первичных размещений стали китайские и российские компании: китайцы “подняли” $49,4 млрд в 114 сделках, россияне – $15,3 млрд в 12. Крупнейший банк Китая Industrial & Commercial Bank of China установил мировой рекорд по объему IPO – $21,9 млрд. Предыдущий держался с 1998 г., когда японская NTT Mobile (сейчас – NTT DoCoMo) привлекла $18,1 млрд. “Роснефть” с $10,7 млрд заняла 3-е место.

Это изменило расстановку сил среди ведущих бирж мира. По данным Thomson Financial, Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) в 2006 г. впервые уступила звание лидера по объему IPO Лондонской и Гонконгской фондовым биржам. Первая выбилась в лидеры ($51,2 млрд) во многом благодаря IPO российских компаний, вторая ($41,2 млрд) – потому что компании материкового Китая большую часть акций размещают в Гонконге. На NYSE компании за год привлекли $29,2 млрд.

Пока компании из развивающихся стран становились публичными, на развитых рынках, прежде всего американском и британском, происходил обратный процесс. Фондовый рынок США потерял $55,8 млрд биржевого капитала. На NYSE 66 компаний привлекли в ходе IPO $28,5 млрд, но из листинга биржи были выведены 13 компаний, у которых в обращении находились акции на $67,3 млрд. Размер биржевого капитала британских компаний сократился на $8,4 млрд, нидерландских – на $7 млрд.

Основная причина превращения публичных компаний в частные – их выкуп фондами прямых инвестиций. Несмотря на повышение процентных ставок ведущими центробанками, деньги остаются достаточно дешевыми, риски – низкими, а ликвидность – высокой. Это позволяет фондам прямых инвестиций без проблем занимать на покупки компаний. В 2006 г. они объявили о поглощениях на $700 млрд – вдвое больше, чем в 2005 г. Например, консорциум Blackstone Group, Carlyle Group, Permira Funds и Texas Pacific Group купил за $17,6 млрд американского производителя полупроводников Freescale Semiconductor и вывел его акции с биржи. Такая же участь постигла нидерландский медийный холдинг VNU, выкупленный за $11,3 млрд.

Происходящее свидетельствует о разном уровне зрелости рынков, полагает Руперт Хьюм-Кендалл, председатель подразделения фондовых рынков Merrill Lynch. “В США и Великобритании фонды прямых инвестиций стали доминирующей силой. Они могут увидеть достоинства там, где их не могут увидеть публичные рынки. А в Китае и России как раз начали осознавать реальную ценность рынков капитала”, – говорит он. В России фонды прямых инвестиций вкладывают деньги в частные компании. По мнению Хьюм-Кендалла, сегодня Россия по размеру компаний лет на 30 отстает от США, поэтому он видит “огромные возможности” для новых российских IPO. Только в 2007 г. их объем может составить от $15–25 млрд (оценка UBS) до $31 млрд (“Ренессанс Капитал”).

Бум российских IPO привлекает инвестбанкиров. По данным Thomson Financial, 1-е место среди букраннеров (собирают заявки инвесторов) по объему привлеченных эмитентами средств в 2006 г. занял Dresdner Kleinwort, от него чуть-чуть отстал Morgan Stanley (см. таблицу). Вместе с ABN Amro Rothschild и J.P. Morgan они организовывали IPO “Роснефти”, что позволило этим банкам оставить конкурентов далеко позади. Впрочем, есть и другое мнение относительно расклада сил среди инвестбанков. По данным Dealogic, лидерство принадлежит Morgan Stanley. Разница – в методологии оценки. Thomson Financial учитывает только IPO, проведенные компаниями, зарегистрированными в России (поэтому в ее списке 12 сделок), а Dealogic – в том числе российскими компаниями, номинально зарегистрированными за рубежом (17 сделок на $16 млрд). Dealogic не учитывает и доли, проданные в ходе IPO стратегическим инвесторам (это прежде всего касается IPO “Роснефти”), и включила в список Сбербанк как букраннера розничного транша IPO нефтяной компании.

Глава Dresdner Kleinwort в России Патрик Ган не видит ничего страшного в том, что разные источники дают разные оценки: “Главное – что мы являемся более чем заметным игроком на рынке”. “По моей оценке, мы являемся лидерами рынка IPO, причем намного опережаем остальных”, – говорит предправления “Морган Стэнли Банк” Райр Симонян. Он считает неправильным не учитывать такие сделки, как размещение West Siberian Resourses и Trader Media East, ведь фактически это российские компании, пусть и зарегистрированные за рубежом.