В чем главный урок кризиса

Кризис как лакмусовая бумажка показал, чьи подходы к личным деньгам и инвестициям верны, а чьи грозят крахом семейному бюджету

Ничему не верить. Юрий Павлов

директор управления по работе с vip-клиентами «Велес капитала». «В кризис нельзя быть уверенным ни в одном финансовом инструменте: надо постоянно оценивать риски и активно управлять сбережениями независимо от суммы»

Большинство тех, с кем говорили «Ведомости», признались: для них главный урок кризиса – всегда иметь заначку на черный день. Каждый из них теперь урезал траты в пользу сбережений.

«Нынешний кризис – не первый в моей жизни, с 1998 г. осталась привычка держать значительную подушку безопасности в виде вкладов», – рассказывает гендиректор ЦМЭИ «БДО Юникон» Елена Матросова. Осенью она пополнила свои активы еще и металлическими счетами, в основном в платине.

Те, кто прежде, как Матросова, методично откладывал «на будущее», спокойно переживают снижение доходов. «Мы не делали сбережений специально под кризис, но накопленные средства теперь позволяют нам чувствовать себя комфортно и не перекраивать семейный бюджет», – говорит заместитель гендиректора АСВ Андрей Мельников.

Между тем многие белые воротнички за годы стабильно растущих доходов привыкли жить по принципу «заработал – потратил». «До кризиса я периодически задумывался над тем, чтобы открыть накопительный счет в банке, но так и не собрался», – сетует на свою беспечность продюсер Serviceman Training & Consulting Алексей Савин. Вот когда зарплата перестала расти, появилось стремление накопить денежную подушку безопасности на случай кардинального сокращения доходов, чтобы не отказываться от привычных вещей, признается исполнительный директор Blackwood Мария Литинецкая. «Сбережения необходимы, чтобы голова не была забита исключительно зарабатыванием денег», – усвоил урок Савин.

Денежный резерв должен обеспечить психологический комфорт, поэтому его величина зависит от личных потребностей. К примеру, гендиректор ЭПШ ФБК Сергей Пятенко и частный инвестор Вадим Пушкарев считают, что на эти цели хватит полугодового бюджета семьи. По опыту Пушкарева, трехмесячного запаса наличности маловато.

Главное, чтобы эти сбережения были высоколиквидны. Поэтому большинство опрошенных теперь выбирают банковские депозиты и наличность. Остальные финансовые инструменты зависят от рыночных колебаний, напоминает Матросова. «Продавать обесценившиеся акции совсем неправильно», – поясняет Пушкарев.

Новые возможности

Дополнительный денежный запас помог бы использовать открывающиеся только в кризис возможности. Так, заместитель гендиректора УК «Агана» Борис Соловьев сожалеет, что к прошлой осени не имел в распоряжении более крупной суммы для покупки акций: значительная часть его накоплений ушла на строительство дома. «Большую часть наших сбережений, предназначенных для инвестиций, съел ремонт. Теперь я очень жалею, что мы упустили хороший момент для покупки акций и открытия депозитов с высокими ставками», – признается замдиректора по развитию одной из инновационных компаний Ирина Петрова. С осени многие акции стали дороже в полтора-два раза.

Курс на экономию

Многих кризис научил тратить деньги с умом. Кто не сталкивался с ситуацией, когда зашел в магазин за банкой воды, а вышел с полными пакетами? «Еще год назад я не обращала внимания на цену товара и покупала все, что понравилось, теперь же каждый раз оцениваю, нужна ли мне именно эта вещь или ее можно заменить более дешевой либо вовсе отказаться», – рассказывает домохозяйка Дарья Глущенко. «Сейчас походы по одежно-обувным магазинам я откладываю до распродаж – ассортимент почти тот же, а цены на 30–50% ниже», – добавляет директор по коммуникациям компании «Комкон» Людмила Новиченкова. В том, что стали рачительнее относиться к деньгам, признались Соловьев, партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин, главный редактор Cosmopolitan Beauty Наталья Шерстюк, гендиректор аналитического центра «Миэль» Владислав Луцков, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

Экономия заставляет пересмотреть взгляды и на зарабатывание денег. «Я понял, что не стоит отказываться от дополнительного заработка, особенно если это не требует усилий, например подвезти попутчика», – говорит Савин.

Многим заемщикам пришлось менять семейный бюджет в пользу погашения долгов. Шерстюк, к примеру, из-за роста курса доллара решила избавиться от валютной ипотеки. Последний год наглядно показал, что не стоит иметь больше одного кредита, да и то в валюте, в которой получаешь доход, выражает общее мнение заемщиков директор департамента маркетинга «Фосборн хоум» Виктор Афонин. Владелец нескольких кредитов Савин теперь уверен, что новый кредит возьмет, только погасив предыдущие и если будет уверен, что сможет его выплатить.

Портфельные ошибки

Когда на финансовых рынках царит паника, полезно не только скупать обесценившиеся бумаги, но и вовремя закрывать позиции, даже с убытком. «Оглядываясь назад, я вижу, что совершил классическую ошибку частных инвесторов, не желающих продавать дешевеющие бумаги в надежде, что рынок вот-вот отскочит вверх», – сетует частный инвестор Михаил Оверченко. Поэтому теперь он намерен уделять повышенное внимание некоторым методам минимизации убытков, в частности стратегии усреднения, а также техническому анализу.

А Дмитриев, напротив, радуется, что еще в августе прошлого года продал с убытком все паи фондов акций, а вместо них купил доллары и евро. Рост курсов валют с лихвой покрыл его убытки.