Л. Бланкфейн: Способ предотвратить кризис - сделать систему прозрачной


Главный урок нынешнего кризиса – это необходимость более эффективного системного регулирования, публикует сегодня мнение главы Goldman Sachs Ллойда Бланкфейна Financial Times. "О том, кто именно должен выполнять функции системного регулятора, говорилось уже достаточно. Гораздо важнее определить, какие функции должны быть приданы этому регулятору, и какие полномочия смогут обеспечить эффективность надзора - вопрос не в том, «кто?», а «как?».

Регулятор должен выявлять точки концентрации рисков в системе на ранних стадиях и не допускать их разрастания до масштабов, ставящих под угрозу всю систему. Если проблемы на уровне всей системы все же проявляются, регулятор обязан немедленно ограничить их влияние и защитить ее безопасность.

Для этого системный регулятор должен видеть все риски, которым подвержены экономические институты, а также иметь исчерпывающий перечень аспектов деятельности объекта регулирования, которые могут такие риски вызвать. Контрпример - специализированные юридические лица наподобие cтруктурированных инвестиционных компаний (SIV), являвшиеся крупными источниками ликвидности многих финансовых инстутитов. Модели оценки риска обычно игнорировали подобную деятельность, хотя объекты моделирования ее вели. Но если существующие задолженности, кредитные обязательства и другие опасности не прозрачны, как могут менеджеры рисков и регуляторы видеть все риски, которые несет институт?

Впрочем, даже полного списка угроз недостаточно. Активы экономических институтов должны оцениваться по справедливой рыночной цене, по той цене, по которой реальные покупатели и продавцы готовы заключить сделку – а не по исторической цене. Некоторые считают, что именно расчет справедливой стоимости усилил кредитный кризис. Но я вижу это иначе. Если бы у институтов требовали расчета справедливой стоимости, они бы, вероятно, сразу урегулировали самые рискованные позиции. Вместо этого подобные позиции просто не рассматривались, поэтому изменения стоимости часто игнорировались, пока потери не вырастали до такой степени, когда платежеспособность всей компании оказывалась под вопросом.

Регуляторы должны удостовериться, что стоимость проверяется с помощью независимых оценок. Имело бы смысл сравнивать информацию по ценам похожих позиций в других фирмах. Там, где бывают большие расхождения, обычно бывают и проблемы.

В целом, мы должны построить культуру, при которой фирмам необходимо делиться опасениями о системном риске с регуляторами. Мои учителя всегда мне говорили: мы не увольняем людей за ошибки или потери, которые были сделаны честно. Но если кто-то прячет проблему, а не борется с ней, они должны нести наказание немедленно. Этот же принцип должен соблюдать регулятор.

Регуляторы могли бы создать комитет, который должен был бы изучать стандарты гарантированных размещений. Если на этом рынке возникали бы какие-то проблемы, регуляторы узнавали бы о них первыми."