Последствия кризиса ударят по экономике в 2011 г.

Рост цен на нефть и металлы позволит экономике России быстро выбраться из кризисной ямы, согласно прогнозу Citi, но за отскоком в 2010 г. могут последовать новые трудности - фундаментальных перекосов стало больше.

Следом за самым серьезным глобальным спадом большинство экономистов ожидают восстановления экономики в 2010 г. При этом активно обсуждается вопрос, будет ли восстановление постепенным, как прогнозирует МВФ, или сработает правило Зарновица* о резком восстановлении после глубоких рецессий. Одним из первых в пользу сценария быстрого роста в апреле 2009 г. высказался Майкл Мусса, эксперт Peterson Institute for International Economics.

Почти все крупные экономики вышли из падения во II и III кварталах, и прогнозы по ВВП постоянно повышаются. Эксперты Citi ждут первоначального резкого скачка производственных показателей. После этого общего для всех этапа темпы восстановления в разных регионах будут существенно различаться. Для развитых рынков главным вызовом в 2010 г. станут стратегии выхода из программ монетарного стимулирования и борьба с бюджетными дефицитами. Если развитие событий пойдет по сценарию Зарновица, это поможет взять дефициты под контроль через рост доходов, но, по моему мнению, не приведет к более раннему, чем ожидается, сжатию ликвидности крупнейшими центральными банками. История прошлых кризисов показывает, что ФРС реагирует повышением ставок на восстановление по крайней мере в два раза медленнее, чем их снижением при замедлении экономики.

Поэтому мы ожидаем, что основные центробанки возьмут время на размышление для оценки надежности и силы восстановления экономик. Мы не думаем, что регуляторы начнут сжатие ликвидности, реагируя только на рост цен активов. ЕЦБ и ФРС, скорее всего, подождут с этим до конца 2010 г.

Как результат, благодаря хорошей ситуации с ликвидностью цены на фондовые активы, металлы и углеводороды продолжат показывать сильную динамику в 2010 г., хотя звездные результаты 2009 г. не повторятся. Это позволяет рассчитывать на хороший отскок в динамике ВВП России, зависящего от экспорта сырья. Летом мы повысили наш прогноз роста российской экономики до 3%, но с поправкой - рост может превысить наши ожидания и составить более 5% в 2010 г. Я считаю, что степень цикличности российской экономики остается очень высокой, привязка к ценам на сырье и аппетиту инвесторов к риску сильна. Ключевым фактором для хорошего роста экономики России в 2010 г. остается доступ к ликвидности крупных корпораций, как следствие - улучшение ситуации на рынке труда и, соответственно, рост потребительских расходов.

В 2009 г. Россия показала наиболее резкое снижение среди крупнейших мировых экономик в силу влияния двух факторов. Это внешний шок - резкое падение сырьевых цен и притока капитала. Вторая причина - внутренняя политика, вследствие которой медленная девальвация рубля привела к росту кредитных ставок и ограничению кредитования на фоне изъятия стимулов в I квартале в объеме примерно 5% ВВП из-за административных сложностей. Антикризисные денежные вливания пошли в экономику только в середине 2009 г.

Удар по экономике был усилен уровнем ее перегрева, проявившегося в стремительном росте сектора non-tradables**, в увеличении уровня зарплат непропорционально росту производительности и ускорению потребительской инфляции и росту цен активов. Когда внешние факторы, подпитывавшие перегрев, были устранены, выявился недостаток фундаментальных оснований для роста.

Каков же главный эффект кризиса и вынесенный урок? Теперь мы знаем, что власти не спешат использовать методы контроля за движением капитала, наиболее разрушительные для долгосрочных инвестиций. Кроме того, стало понятно, что Центробанк способен реагировать на проблемы как кредитор последней инстанции. Тем не менее, на мой взгляд, есть ряд негативных последствий. В результате кризиса в России усилилась роль крупных конгломератов, часто неэффективных, банковская система оказалась обременена активами должников, и, хотя ситуация с ликвидностью стабилизировалась, Центробанк все еще действует, не ориентируясь на инфляционные ожидания - согласно нормативам, его основной целью остается стабильность рубля.

Следующий год, скорее всего, принесет России спекулятивный рост от более высоких цен на сырье, улучшение аппетита инвесторов к риску и, возможно, восстановление по сценарию Зарновица. Но продлится ли тенденция в 2011 г., зависит от того, насколько успешно будут решены указанные выше проблемы.

* Виктор Зарновиц, эксперт по бизнес-циклам, работал в NBER и Conference Board

** non-tradables - товары и услуги, производимые на внутреннем рынке для внутреннего потребления.