Рекордно низкую инфляцию в России обеспечили распродажи

В 2009 г. почти половина товаров и услуг потребительской корзины, по которой Росстат измеряет инфляцию, дорожали быстрее, чем годом ранее. Исторический минимум роста цен – 8,8% – достигнут благодаря распродажам: без них инфляция составила бы 10,5%

Медленнее всего в прошлом году дорожало продовольствие: цены на продукты в целом выросли за год на 6,1% – в 2,7 раза меньше, чем годом ранее. Из 11 наименований продовольственных товаров, приведенных в сводке Росстата, быстрее, чем в 2008 г., цены росли только на сахар-песок (на 42,7% против 7%). Вес продуктов и алкоголя в структуре потребительских расходов 2009 г., которую Росстат использует для расчета индекса цен, – 37,7%. Таким образом, почти 40% усредненной потребительской корзины россиянина дорожало медленнее, чем в 2008 г.

Иная картина – в группе непродовольственных товаров: рост цен ускорился в 1,2 раза (9,7% против 8%). Из 11 наименований товаров этой группы медленнее, чем в 2008 г., дорожали только два: стройматериалы, а также моющие и чистящие средства. Вес непродовольственных товаров – 37,37%.

Доля услуг в структуре индекса цен – 24,93%, в том числе жилищно-коммунальных – 7,89%. Услуги ЖКХ дорожали быстрее в 1,2 раза, а почти все остальные – медленнее, и в целом рост цен на все виды услуг составил 11,6%, или в 1,4 раза меньше, чем в 2008 г. (15,9%).

По методике Росстата веса для расчета индекса потребительских цен формируются по данным о потреблении за три квартала прошлого года и за IV квартал позапрошлого, т. е. для 2009 г. это период с октября 2007 г. по сентябрь 2008 г. Получается, индекс потребительских цен не отразил изменение структуры потребления в кризис, говорит Юлия Цепляева из Merrill Lynch. Кризисное смещение потребления могло быть действительно не отражено, но вряд ли его структура сильно поменялась, рассуждает директор Института информационного развития ГУ-ВШЭ Владимир Бессонов: «Вопросов, как правильно измерить динамику цен, много, веса – одна из проблем, они основаны на структуре потребительских расходов, из чего не следует, что они равны элементам этих расходов». Количество потребляемых товаров и услуг – порядка 1 млн, измерять все невозможно, соглашается Игорь Поляков из ЦМАКП, поэтому для расчета индекса берутся основные массовые, общеупотребляемые и доступные по всей стране товары. Вот почему инфляция для бедных всегда выше, чем для богатых: массовые товары дорожают быстрее. Общий индекс цен отражает их рост примерно для 3–4-й социальной группы из 10 (1-я – самые бедные), т. е. для населения чуть ниже среднего уровня доходов, говорит Поляков. Корзины и их удорожание различаются и по регионам: например, инфляция по потребительской корзине взрослого работающего москвича уже к октябрю составила 10%, отмечает он, тогда как по усредненной среднероссийской корзине – 8%.

Феномен 2009 г. – распродажи товаров, давшие эффект дефляции, их удельный вес на потребительском рынке – 24%, в стандартном индексе потребительских цен – 9%, говорит директор НИИ статистики Василий Симчера: без учета распродаж индекс цен составил бы 10,5%, а общий рост цен в экономике по всем группам товаров, услуг и капитала – еще больше. Индекс отразил не изменение цен, а изменение конъюнктуры: для пенсионеров, не участвовавших в распродажах автомобилей, техники или одежды, инфляция могла составить все 20%. В 2010 г. фактор распродаж может оказаться уже не столь значимым и для общего индекса, говорит Симчера: распродавать нечего, а цены на товары, изготовленные в 2009 г., не снижались. В России инфляция на три четверти определяется неденежными факторами, отражая удорожание издержек, считает Симчера: ее фундаментальная причина – в неэффективности экономики.