Сбербанк стремительно завоевывает популярность как интернет-брокер

Сбербанк стремительно завоевывает популярность как интернет-брокер. По числу активных клиентов он обогнал одного из лидеров, компанию «Брокеркредитсервис» (БКС). На каждый новый счет там или в «Финаме» Сбербанк отвечает пятью у себя

По итогам декабря 18 842 клиента торговали через Сбербанк на фондовой бирже ММВБ. Это второй результат после крупнейшего интернет-брокера «Финама», у которого 21 497 активных клиентов. У БКС, которая занимает 3-е место, в декабре было 18 113 активных клиентов.

По приросту клиентов Сбербанк в разы обгоняет конкурентов – за декабрь число активных клиентов госбанка выросло на 2506 человек. У «Финама» этот прирост составил 572 человека, а у БКС – 588.

Сбербанк начал публиковать показатели в списке ведущих операторов ММВБ в ноябре и сразу занял 3-е место по числу активных клиентов (16 366) и 1-е – по числу зарегистрированных (205 022). По итогам декабря у него уже 207 507 клиентов.

В топ-50 брокеров по клиентским оборотам Сбербанка пока нет. Но, судя по совокупным оборотам всех участников торгов на фондовой бирже ММВБ, у Сбербанка лидирующее положение – по итогам декабря оборот составил 870 млрд руб. (из них 287 млрд руб. – акции), у «Тройки диалог», например, оборот – 598,8 млрд руб. (426 млрд руб. – акции).

Тарифы Сбербанка на брокерское обслуживание выше среднерыночных. Например, при дневном обороте в 50 000–100 000 руб. комиссия «Сбера» составляет 0,244% (по Москве). У «Церих кэпитал менеджмента» тариф – 0,04% (при обороте до 300 000 руб.), у БКС – 0,15% (тариф «Старт»). Cамая маленькая комиссия «Сбера» составляет 3,4 биржевой, а средняя брокерская комиссия в ритейл-сегменте равна биржевой, отмечает частный трейдер Михаил.

С июля Сбербанк предоставляет клиентам доступ к собственной программе интернет-трейдинга Focus (разработка обошлась в $200 000–300 000), рассказал корпоративному журналу начальник управления клиентского обслуживания на финансовых рынках Александр Чумаченко. Популярную систему Quik Сбербанк начнет предлагать клиентам только в середине года. Среди задач до середины 2011 г. – доступ к деривативам, предоставление маржинального кредитования и расширение перечня бирж (пока только ММВБ), перечисляет Чумаченко. По его словам, доля интернет-сделок в объеме клиентских операций сейчас 30% (на 1 июля 2009 г. – 5%), план на год-полтора – 50–60%. Подключаться можно через 750 отделений.

У Сбербанка огромная база, но активные клиенты к интернет-трейдингу пока имеют мало отношения, считает гендиректор «Церих кэпитал» Александр Щеглов. По его мнению, большинство сделок по поручению клиентов совершают трейдеры госбанка.

Главный минус Focus – плата за подключение и установку системы (2300 руб.) и отсутствие стоп-заявок, отмечает бывший клиент Сбербанка Антон.