ФСФР хочет раскрыть подлинных владельцев российских инвестбанков

Имена владельцев инвесткомпаний и управляющих могут быть раскрыты, так же как бенефициары банков, считает руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов

Центробанк с 27 декабря предписал банкам – участникам системы страхования вкладов раскрывать конечных собственников. Миловидов сообщил, что служба движется «семимильными» шагами в сторону унификации регулирования деятельности профучастников с регулированием банков. Благодаря новому правилу Центробанка стали известны уже несколько владельцев подопечных ФСФР. Например, владельцы «Ренессанс капитала», на протяжении многих лет скрывавшиеся за фразами официальных представителей «мы это не комментируем», стали известны из раскрытия банка «Ренессанс кредит». В связи с раскрытием информации о банке «КИТ финанс» стали известны акционеры участвующей в нем УК «Трансфингруп», правда, доли конечных участников ее совладельца, группы «Тринфико», остались «за кадром».

ФСФР в 2010 г. «подумает» над тем, чтобы бенефициары профессиональных участников рынка ценных бумаг раскрывались публично, заявил Миловидов. Служба имеет доступ к этой информации уже с 2009 г., но публиковать ее для компаний не обязательно.

До сих пор структуру собственности по закону публиковали лишь управляющие, связанные с управлением пенсионными накоплениями, – таких на рынке насчитывается 55. Но до публикации конечных бенефициаров не доходило.

В крупнейшей частной УК – «Лидер» 75% акций принадлежит СК «Согаз»: про нее известно, что она контролируется банком «Россия», крупнейшим бенефициаром которого является Юрий Ковальчук, но эта цепочка нигде официально не раскрывалась. Известны акционеры «Тройки диалог» – однако 63,6% ее акций у «партнерства сотрудников», и доли отдельных участников не раскрываются.

«Мы готовы раскрыть своих конечных бенефициаров: основной акционер компании – президент группы «Алор» Анатолий Гавриленко, и он этого никогда не скрывал», – говорит Борис Соловьев, заместитель гендиректора УК «Агана», 80,1% которой, согласно отчетности, принадлежит ООО «Вторая юридическая контора».

«Мы часто раскрываем информацию о бенефициарах по запросам клиентов и не видим в этом проблемы, – говорит представитель одной из крупнейших УК. – В 2004 г. общественный совет по инвестированию пенсионных накоплений запрашивал информацию по бенефициарам и многие УК добровольно раскрыли информацию».

Обязательное раскрытие может осложнить жизнь, например, тем, кто не хотел показывать рынку связь нескольких своих бизнесов, считает Соловьев. В то же время больших сюрпризов ожидать не стоит – все-таки требования по раскрытию не так уж сложно обойти, полагает он.