Крупнейшие банки России реструктурировали более четверти кредитов

Крупнейшие российские банки реструктурировали 25–30% кредитов. С учетом просрочки доля сомнительных кредитов близка к самым пессимистичным прогнозам. Но банкиры не беспокоятся – на вынужденную реструктуризацию, по их оценкам, приходится 10% портфелей
Д.Гришкин

Доля реструктурированных ссуд в портфеле банков не сильно изменилась и с начала года находится в диапазоне 25–30% по 30 крупнейшим банкам», – сообщил вчера директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. Кроме того, по данным ЦБ, на 1 декабря 6,4% кредитного портфеля было просрочено. Таким образом, общая доля условно плохих кредитов приближается к 40%.

Год назад Fitch Ratings прогнозировало рост просрочки до 40% в пессимистичном сценарии, но затем скорректировало прогноз: пик проблемных кредитов в 25% (с учетом пролонгированных) будет достигнут к середине 2010 г.

Это не беспокоит ни банкиров, ни регулятора. Симановский видит тенденцию к снижению просрочки и росту кредитных портфелей (пока это только предположения, см. врез. – «Ведомости»), хотя кредитный риск остается главным для банковского сектора.

Не видит системного риска проблемы плохих долгов и председатель ЦБ Сергей Игнатьев – в четверг об этом он сообщил банкирам: объем кредитования за год вырастет примерно на 15% – в таком случае и при улучшении состояния реального сектора экономики проблема плохих долгов растворится сама, напомнил вчера президент ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков.

«Уровень реструктуризаций сейчас действительно около 30% кредитного портфеля, но сюда входят любые новации: изменение срока, ставки, обеспечения (например, если залог подешевел). Реструктуризаций, связанных с проблемами у заемщиков, не более 10%», – говорит вице-президент по кредитным рискам финансовой группы «Лайф» Ярослав Алексеев.

Проблемные примерно 10% кредитов, около трети от реструктуризаций, согласен член правления «Барклайс банка» Евгений Ретюнский: «Реструктуризации в связи с проблемами и сейчас есть, и какое-то время они будут продолжаться – прибыли предприятий упали вместе со спросом на их товары. Но, конечно, это уже не в таких масштабах, как в начале прошлого года». Проблемные кредиты реструктурировались в основном в I–III кварталах, сейчас их заметно меньше «и в основном по хорошему поводу – например, из-за снижения ставок по действующим кредитам хороших заемщиков», говорит Алексеев. Например, Сбербанк в августе снизил «Транснефти» ставку по рублевым кредитам с 18% до 13% годовых (потом сообщил, что компания погасила все долги), а в конце года – «Газпрому» с 10% до 8% по кредиту на $3 млрд. Но и это дорого, сетует менеджер «Газпрома».

Банки планируют рост кредитных портфелей, на деньги есть спрос и логично, что при отсутствии массы новых проблем доля просрочки будет снижаться, резюмирует Алексеев.