Страховщики ищут замену новым автомобилям

Падение продаж новых автомобилей в 2009 г. подкосило рынок страхования каско – он упал на 20%. В лучшем случае в этом году рынок останется на прежнем уровне, прогнозирует «Эксперт РА». Помощи ждать неоткуда, согласны страховщики
С.Портер

Проблемы на рынке страхования автокаско напрямую сказываются на страховой отрасли в целом, отмечает заместитель гендиректора «Ингосстраха» Игорь Ямов. Основная причина возникших трудностей, по его словам, – резкое падение продаж новых авто в 2009 г.: почти на 50% в штуках и на 61% в денежном выражении.

Российские страховщики в прошлом году продали полисов автокаско на 137,5 млрд руб., а вместе со страховками ОСАГО и добровольной автогражданки – на 227,2 млрд руб. Это почти половина рынка, 44,3% от совокупных премий всех компаний в 2009 г. (без учета ОМС). Премии по каско упали на 20,5%, следует из статистики Росстрахнадзора.

В 2009 г. наибольшими темпами сократились взносы по страхованию каско, полученные через банковский и дилерский каналы продаж, говорится в исследовании «Эксперт РА» «Рынок автокаско: заглохли на подъеме». Внутри агентского канала продаж произошло перераспределение взносов в пользу надежных страховщиков. Прямые продажи на фоне общего падения, наоборот, выросли, отмечают исследователи.

Продажи автокаско через салоны, традиционный канал страховщиков, сильно упали, констатирует гендиректор «Росно» Ханнес Чопра, и страховщики пытаются компенсировать это развитием других каналов.

Кроме того, продажи в регионах упали сильнее, чем в Москве, продолжает Ямов. Похоже, это тенденция всего рынка, вторит Чопра: компании теряли в премиях в регионах гораздо больше, чем в столице.

Демпинг, усилившийся с конца 2008 г. из-за обострения конкуренции, достиг невероятных размеров в середине 2009 г. и только в конце года ряд крупных страховщиков повысили тарифы, отмечает заместитель гендиректора «Эксперт РА» Павел Самиев негативные тенденции автокаско. Но многие страховщики, прочно севшие на «демпинговую иглу» и не имеющие запаса ликвидных активов, уже не могут с нее соскочить, продолжает Самиев. Еще два отрицательных момента – политика снижения размеров выплат и резкий рост случаев страхового мошенничества со стороны всех участников рынка: клиентов, страховых посредников и самих страховых компаний, говорит Самиев. В 2010 г. последняя тенденция только усилится.

Есть и позитив, считают в «Эксперт РА». Если раньше основным источником доходов автосалонов были продажи новых автомобилей, теперь около 60% их валовой прибыли приходится на доходы от сервиса. Многие дилеры до кризиса, рассчитывая на продолжение роста продаж, делали ставку на увеличение ремонтных емкостей. В итоге дилеры довольны, что получают от страховщиков машины на ремонт, а требования по размерам комиссии отошли на второй план.

Опасаясь проигрыша в ценовой борьбе, многие страховщики стали разрабатывать новые продукты с франшизой и неполным покрытием по рискам (например, защита только от угона и гибели машины). Выросла заинтересованность агентов в ведении бизнеса только с надежными партнерами, продолжает перечислять Самиев: агентские продажи каско у ряда компаний не только не упали, но даже выросли. Наконец, страховщики отмечают рост спроса на страхование подержанных авто в 2009 г. Автовладельцы осознанно выбирают страхование как инструмент управления рисками и фиксации расходов.

Ямов отмечает еще несколько тенденций, проявившихся во время кризиса. Например, официальные дилеры конкурируют за ремонтные потоки с недилерами и снижают стоимость нормо-часов ремонтных работ до уровня недилеров. Также в сегменте люксовых машин некоторые бренды снижают стоимость запчастей, от этого выигрывают и страховщики, и клиенты.

Этот год будет «очень жестким» для рынка автокаско, прогнозирует Ямов. По расчетам «Эксперт РА», в 2010 г. рынок покинет более четверти игроков, в том числе несколько крупных компаний из топ-50. Аналитики не ждут роста рынка, его объем сохранится на уровне 2009 г. Оптимистичный прогноз Ямова – рост максимум на 10%, если продажи начнут восстанавливаться.