Статья опубликована в № 2596 от 30.04.2010 под заголовком: Ползком на биржу

Греция мешает размещаться российским эмитентам

«Фактор Греции» спутал планы российских IPO – начавшие сделку компании спешно снижают ценовые диапазоны и уменьшают объемы размещений. Но спрос на акции сбили и сами собственники этих компаний, не оставляющие инвесторам возможности заработать, говорят эксперты
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Российские компании, запланировавшие на весну размещение своих акций, стали жертвами внешних обстоятельств. Последние две недели финансовые рынки штормит – многие сделки осложнились из-за транспортного коллапса в Европе, потом начались серьезные проблемы у глобального банка Goldman Sachs, а теперь инвесторы паникуют из-за возможного дефолта Греции. С локальных максимумов 15 апреля индекс РТС упал на 7,2% к вечеру последней среды (вчера он вырос на 1,64%). За это же время индекс MSCI World снизился почти на 3%.

В такой ситуации провели IPO и SPO компании Eurasia Drilling, «Русское море», «Черкизово», «Протек» (см. табл.). На этой неделе должны завершить размещения еще три – «Уралхим», Кузбасская топливная компания (КТК) и ЛСР, а на начало мая запланирован прайсинг привилегированных акций «Мечела» и «Русагро».

Почти все из состоявшихся сделок не оправдали первоначальные ожидания эмитентов. Компания «Русское море» продала акции по нижней границе диапазона – $6–8 за штуку – и привлекла $90 млн из запланированных $130 млн. Контролирующий акционер «Черкизово» продал порядка 4,8% капитала по $20,25 вместо запланированных к размещению 7% по $20,25–22,57. ЛСР на днях снизила ценовой коридор для своих бумаг на 12%, в результате компания может привлечь на $100 млн меньше. КТК вчера понизила свои запросы на 15–28% до диапазона в $6,5–7,5 и уменьшила объем предложения на треть (см. статью на стр. 08). Оторваться от нижней границы первоначально заявленного коридора удалось лишь бумагам «Протека» – они разместились по $3,5 при диапазоне в $3,1–4,5.

«Инвесторы предпочитают пересиживать волну волатильности, которая поднимается в связи с Грецией», – говорит управляющий партнер фонда Marshall Spectrum Михаил Карт. Нервозность на глобальных рынках повлияла не только на российские сделки(см. врез), отмечает соруководитель инвестиционного и корпоративного банкинга Citi в России Святослав Славинский. «Греция влияет в основном на европейских инвесторов, они предпочитают ждать последнего дня подписки», – рассказывает источник, близкий к акционерам российского эмитента, проводящего сейчас road show.

Инвесторы, конечно, боятся «фактора Греции», но эти опасения влияют ровно настолько, насколько упал рынок – люди опустили свои «биды» на 6%, говорит управляющий фондом Starwood Capital Management Вячеслав Гундарь, который участвовал в нескольких последних IPO. Проблема этих размещений скорее в том, что российские компании себя оценивают по очень высоким мультипликаторам, а инвесторы хотят иметь акции, которые после покупки будут дорожать, отмечает он. Если бы последние IPO предлагали «интересные возможности», фонд бы принял в них участие, признается Карт, но этого не случилось. На «жадность» российских эмитентов в частных беседах жалуются топ-менеджеры ведущих инвесткомпаний – организаторов IPO. Россияне хотят снять с рынка все до копейки и не желают быть реалистами, сетует один из инвестбанкиров. Например, ЛСР хотела продать свои GDR за $10–11, хотя уже существующие расписки торговались по цене $9,3 (теперь коридор снижен до $8,5–9,5). А КТК оценила себя для размещения всего в 4 раза дешевле «Кузбассразрезугля», добывающего в 7,5 раза больше угля, и тоже была вынуждена корректировать ценовой диапазон.

Сейчас явно не 2007 г., когда практически на всех сделках был высокий спрос и многократные переподписки, констатирует директор департамента рынков акционерного капитала Unicredit Securities Михаил Соколов: «Но многие тогда обожглись, и это заставляет инвесторов гораздо более внимательно подходить к участию в российских IPO».

Если на рынках нервозность, то лучше отложить сделку до объявления о ней, советует Славинский. Универсального рецепта, как действовать уже начавшему сделку эмитенту, нет, один из подходов – расширить ценовой диапазон на 40–50%, тогда может произойти переподписка по нижней границе, что дает возможность компании повысить цену. Проблема в том, что все собственники компаний настаивают на своей цене и не любят ее снижать, ведь это оценка всего их бизнеса. Но важно, чтобы инвесторы видели потенциал роста котировок, резюмирует Славинский.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more