Сколько стоит пеликан или самое время покупать акции BP


Сколько стоит пеликан? Около $80 млрд – если, конечно, он весь покрыт нефтью из Мексиканского залива и показан по мировым телеканалам. Именно на такую сумму снизилась капитализация BP с момента аварии на офшорной скважине MC252 в Мексиканском заливе, которая с того времени превратилась в огромную экологическую катастрофу.

Неспособность BP как оператора проекта ликвидировать последствия аварии, вместе с неосторожными заявлениями ее руководителя Тони Хэйворда, подлили масла в огонь: в американской прессе и законодательных собраниях поднялась буря, а президент США Барак Обама – очевидно, позаимствовав стиль риторики у российского руководства - пообещал “надрать задницу” виновным. Очевидно, с этой целью на 16 июня в Вашингтон на встречу с американским руководством вызван председатель совета директоров BP Карл-Хенрик Свэнберг. “Выпороть” BP предполагается, как обычно, рублем – то есть долларом: от компании, скорее всего, потребуют механизма компенсационных выплат и отказа от дивидендов. Опасения непредсказуемых финансовых последствий катастрофы заставили рынок всерьез озадачится перспективами банкротства BP – акции и облигации компании рухнули еще на 10% за прошлую неделю, а стоимость хеджирования от дефолта удвоилась.

Неужели BP грозит участь стать печальным симбиозом Lehman Brothers и "Юкоса"? Я лично думаю, что слухи о кончине BP сильно преувеличены; более того, я даже приобрел акции этой компании на прошлой неделе. Давайте разбираться.

Во-первых, BP "генерит" около $30 млрд наличных в год, при чистом долге в $25 млрд – ее финансовое положение таким образом может быть охаратеризовано как сверхустойчивое. Текущая капитализация компании предполагает, что будущие денежные потоки компании уполовинятся, или что счет за аварию действительно составит около $100 миллиардов, с мгновенной полной выплатой. И то, и другое представляются мне достаточно малореальными сценариями.

Во-вторых, любые судебные разбирательства наверняка продлятся годами, драматически снижая расход для компании с учетом временной стоимости денег. Для сравнения, процесс по компенсации за ущерб по предыдущей “катастрофе века” - утечке 11 млн галлонов нефти в результате аварии танкера Valdez компании ExxonMobil в 1989 г. - длился почти 20 лет, а первоначальная сумма штрафа в $4,5 млрд в ходе процесса была снижена до $500 млн (в деньгах 2007 г.). Как вы думаете, какого уровня юридическую и лоббистскую команду может позволить себе компания, зарабатывающая $30 млрд в год, когда на кону такие ставки?

В третьих, BP по существу является американской компанией, что делает всю анти-британскую риторику американских властей достаточно нелепой. По итогам 2009 г., 35% выручки, 46% активов и 54% запасов нефти BP приходились на США (как известно, BP в ее современном виде – это результат слияния British Petroleum и американской Amoco в 1998 г., с последующим поглощением американской же Arco в 2000 году). Среди крупнейших акционеров BP – ведущие американские пенсионные фонды под управлением Blackrock, State Street, Wellington, Fidelity и других американских инвестиционных компаний. Таким образом, любой удар по BP – это в том числе и удар по американским рабочим местам, и по накоплениям американских пенсионеров. Любой американский политик, а тем более президент, прекрасно понимает последствия непродуманных действий в такой ситуации.

В четвертых, только ли в BP следует нести счет за пеликанов? Как насчет оператора буровой платформы, американской компании Transocean? Или 25%-го собственника скважины американской компании Anadarko Petroleum? Наверняка им также придется поучаствовать в возмещении ущерба, не говоря уже о том, что у BP, наверное, очень неплохое страховое покрытие. Таким образом, какова бы ни была финальная сумма счета за MC252, BP вряд ли придется выплачивать всю сумму из своего кармана.

Ну и наконец, авария в Мексиканском заливе может привести к существенному удорожанию добычи нефти на море – технические регламенты и регулирование станут строже, отчисления в различные резервные и страховые фонды возрастут, и так далее. Учитывая, что шельф глобально - от побережья Бразилии до Западной Африки до Каспия – в последние годы играл все возрастающую роль в мировой нефтедобыче, все это, конечно же, отразится на цене на нефть, и отнюдь не в сторону ее снижения.

Похоже, я окончательно убедил себя: жалеем пеликанов, покупаем акции BP.

Автор - управляющий партнер \"Дашевский и партнеры\".