Налог на банки выгоден России, но угрожает стабильности


Тема налога на банки стала одним из ключевых вопросов на саммите "Группы двадцати": именно по данному вопросу обнаружились, быть может, наиболее явные противоречия между странами.

По инициативе ряда развитых стран, прежде всего Великобритании, Германии и Франции, обсуждалась возможность введения глобального налога на банки, призванного компенсировать средства потраченные на поддержку данного сектора в период кризиса. Итогом обсуждений стало решение о том, что каждая из стран будет сама решать вводить налог на банковский сектор или нет. Против решения о введении налога высказались Китай, Канада, Швейцария и Россия.

Прежде всего следует отметить, что такой исход был неизбежен: в условиях низкой координации финансовой политики на международном уровне и слабости глобальных институтов такого рода меры могут привести к попыткам одной группы стран воспользоваться увеличением налогов в других странах для того, чтобы перетянуть в свою пользу потоки капитала. В этих условиях «регуляторный арбитраж» сыграет на руку таким странам, как Россия, которые стремятся создать фундамент для формирования нового финансового центра. В какой-то степени решение не вводить банковский налог станет дополнительным конкурентным преимуществом для России наряду с низкой ставкой подоходного налога, а также отсутствием ограничений на потоки капитала: Россия является единственной страной среди группы БРИК, где нет ограничений на потоки капитала.

В более общем плане рост налогов неизбежно приводит к подрыву налогооблагаемой базы и негативному воздействию на экономическую активность. Такого рода меры, применяемые в глобальном масштабе, могут привести к затягиванию процесса выхода мировой экономики из кризиса, в худшем случае наряду с ухудшением проблемы суверенной задолженности реализация такого рода мер может породить новые витки нестабильности на мировых финансовых рынках. Рост налогообложения банков приведёт к росту затрат и удорожанию кредитов – в условиях, когда многие страны предпринимают усилия по активизации кредитования экономики, такого рода меры могут обернуться значительными потерями в темпах восстановления роста инвестиций и потребления.

Наконец, существует и более фундаментальный вопрос о взаимоотношении государства и рынка. Во многих странах ответом на кризис стал рост роли государства, прежде всего за счет увеличения государственных расходов. Решение проблем финансовых дисбалансов за счет роста налогообложения только усугубляет эту проблему.

Основной упор в настоящее время должен делаться на изъятие бюджетного стимула за счет планомерного и последовательного (в том числе с точки зрения координации с денежно-кредитной политикой) сокращения бюджетных расходов. Заявление "Группы двадцати" относительно сокращения государственных расходов и бюджетных дефицитов пока не вселяет полной уверенности: ранее соответствующие заявления стран двадцатки относительно необходимости борьбы с протекционизмом не помешали целому ряду стран ввести торговые ограничения в разгар кризиса.

Автор - руководитель аналитического департамента Deutsche bank.