Налог на банки выгоден России, но угрожает стабильности

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Тема налога на банки стала одним из ключевых вопросов на саммите "Группы двадцати": именно по данному вопросу обнаружились, быть может, наиболее явные противоречия между странами.

По инициативе ряда развитых стран, прежде всего Великобритании, Германии и Франции, обсуждалась возможность введения глобального налога на банки, призванного компенсировать средства потраченные на поддержку данного сектора в период кризиса. Итогом обсуждений стало решение о том, что каждая из стран будет сама решать вводить налог на банковский сектор или нет. Против решения о введении налога высказались Китай, Канада, Швейцария и Россия.

Прежде всего следует отметить, что такой исход был неизбежен: в условиях низкой координации финансовой политики на международном уровне и слабости глобальных институтов такого рода меры могут привести к попыткам одной группы стран воспользоваться увеличением налогов в других странах для того, чтобы перетянуть в свою пользу потоки капитала. В этих условиях «регуляторный арбитраж» сыграет на руку таким странам, как Россия, которые стремятся создать фундамент для формирования нового финансового центра. В какой-то степени решение не вводить банковский налог станет дополнительным конкурентным преимуществом для России наряду с низкой ставкой подоходного налога, а также отсутствием ограничений на потоки капитала: Россия является единственной страной среди группы БРИК, где нет ограничений на потоки капитала.

В более общем плане рост налогов неизбежно приводит к подрыву налогооблагаемой базы и негативному воздействию на экономическую активность. Такого рода меры, применяемые в глобальном масштабе, могут привести к затягиванию процесса выхода мировой экономики из кризиса, в худшем случае наряду с ухудшением проблемы суверенной задолженности реализация такого рода мер может породить новые витки нестабильности на мировых финансовых рынках. Рост налогообложения банков приведёт к росту затрат и удорожанию кредитов – в условиях, когда многие страны предпринимают усилия по активизации кредитования экономики, такого рода меры могут обернуться значительными потерями в темпах восстановления роста инвестиций и потребления.

Наконец, существует и более фундаментальный вопрос о взаимоотношении государства и рынка. Во многих странах ответом на кризис стал рост роли государства, прежде всего за счет увеличения государственных расходов. Решение проблем финансовых дисбалансов за счет роста налогообложения только усугубляет эту проблему.

Основной упор в настоящее время должен делаться на изъятие бюджетного стимула за счет планомерного и последовательного (в том числе с точки зрения координации с денежно-кредитной политикой) сокращения бюджетных расходов. Заявление "Группы двадцати" относительно сокращения государственных расходов и бюджетных дефицитов пока не вселяет полной уверенности: ранее соответствующие заявления стран двадцатки относительно необходимости борьбы с протекционизмом не помешали целому ряду стран ввести торговые ограничения в разгар кризиса.

Автор - руководитель аналитического департамента Deutsche bank.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more