Сбербанк приобрел себе консультанта

Сбербанк стал мажоритарным акционером российской консалтинговой компании Strategy Partners, создатели которой надеются с его помощью увеличить клиентскую базу и выкупить контроль через пять лет

Доля Сбербанка РФ в уставном капитале компании составила 74,75%, говорится в материалах банка. Цель сделки – создание ведущего национального стратегического консультанта по примеру слияния 20-летней давности между Deutsche Bank и международной консалтинговой компанией Roland Berger, говорит управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов.

Сумма сделки не раскрывается. Среди клиентов Cбербанка есть и те, кто нуждается в реструктуризации, и те, кто планирует выход на международные рынки. И тем и другим понадобится грамотная стратегия. По словам Идрисова, Strategy Partners успешно работает не только с коммерческими компаниями, но и с государственными структурами: российские консультанты разрабатывали стратегии развития машиностроения и розничной торговли России, Северного Кавказа и субрегиона Котка – Хамина (Финляндия), а также инновационно-индустриального развития Республики Казахстан, говорит Идрисов.

До сделки компанией Strategy Partners владели пять партнеров. Соотношение их долей в результате сделки не изменилось. Просто доли уменьшились, говорит Идрисов. Партнеры Strategy Partners по итогам сделки денег не получают, все средства должны пойти на развитие бизнеса, утверждает он. В результате сделки смены руководства не произойдет. Нынешний менеджмент продолжит руководить компанией, уверяет представитель Сбербанка. Сумма сделки не разглашается.

Основной сценарий предполагает обратный выкуп акций Strategy Partners партнерами компании по истечении пятилетнего срока по рыночной цене на тот момент, говорит Идрисов. Консалтинговые компании принято оценивать в диапазоне 1–1,1 от годовой выручки, утверждает он. Он надеется, что к моменту обратного выкупа выручка превысит $100 млн. А сейчас она более чем в пять раз ниже, говорит он. До кризиса бизнес Strategy Partners рос на 50% в год, а в кризис выручка упала. Если у зарубежных стратегических консультантов падение бизнеса в кризис было невелико – 10–15%, то их российские конкуренты пострадали сильнее – до 50%, говорит Дмитрий Сироткин, партнер российской консалтинговой компании «Альт». Клиенты российских консультантов менее платежеспособны, утверждает он. Strategy Partners, по его словам, пострадала меньше: у нее были заказы со стороны государства.

Сразу после кризиса 2008 г. у компании были проблемы с дебиторской задолженностью, признается Идрисов: многие клиенты перестали платить, но Strategy Partners в Сбербанке не кредитовалась.