Рост бюджетной зависимости от цен на нефть может быть разрушительным

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Хотя финансовые рынки не обращают особенного внимания на новости о бюджете, в долгосрочной перспективе его состояние значительным образом влияет на экономику и на стоимость ее активов.

Бюджетных новостей в последнее время много, но разобраться в них непросто. Параметры бюджета-2011 на первый взгляд говорят об ужесточении бюджетной политики - расходы федерального бюджета сокращаются с 23% ВВП в 2010 г. до 20,8% в 2011 г., значительно снижается и бюджетный дефицит с более чем 5% ВВП в этом году до 3,6% в следующем. Эти цифры говорят о контрциклической бюджетной политике, в рамках которой государство сокращает свое присутствие в экономике в условиях восстановления экономического роста.

Однако есть такой индикатор, как чувствительность бюджета к нефтяным ценам. Обычно под ним предполагают расчет цены на нефть, при которой бюджет становится сбалансированным, то есть в нынешних условиях - бездефицитным. Этот показатель до 2006 г. составлял $20-25/баррель, с 2007 г. в условиях ускоренных индексаций социальных и пенсионных расходов бюджета он начал расти – сначала до $62/баррель в 2008 г., потом до $99/баррель в 2009 г.

Изначально ожидалось, что в течение 2010 г. и нескольких ближайших лет уровень чувствительности к ценам на нефть стабилизируется на пороге $100-105 – высоко, но в какой-то степени объяснимо на фоне быстрого падения экономики в 2009 г. и ее медленного восстановления. Но недавно пересмотренные прогнозы бюджета на 2010 г. и предварительные цифры 2011 г. делают эти расчеты оптимистичными. В этом году уровень бездефицитности бюджета, по всей видимости, уйдет на $120-123/баррель. Снижение бюджетного дефицита следующего года в свете этой цифры если и является положительным, то только с точки зрения попытки удержать риски под контролем – чувствительность по ценам на нефть в следующем году снизится до $111/баррель.

Речь идет о том, что дефицит бюджета этого года на уровне 5% ВВП при ценах на нефть $58/баррель и при $75/баррель – это разные дефициты. Рост уровня бездефицитности до $111/баррель означает, что в случае падения цен на нефть до $60/баррель, например, в бюджетных потоках за несколько месяцев возникает непредвиденная дыра в $30 млрд, что эквивалентно 2% ВВП. Очевидно, что в краткосрочной перспективе эффект такого внешнего шока может быть легко закрыт использованием средств резервного фонда, привлечением внешнего или внутреннего долга или в крайнем случае продажей государственных активов. Тем не менее рост чувствительности бюджета по ценам на нефть означает все большую и большую уязвимость бюджета к международной конъюнктуре.

Ситуация с бюджетом сейчас напоминает состояние платежного баланса накануне второй половины 2008 г. Быстрый рост цен на нефть позволил России продолжить наращивание корпоративного внешнего долга и стимулировал приток зарубежного капитала. Резервы ЦБ почти вплотную приблизились к уровню $600 млрд. Но резкий разворот цен на нефть показал, что значительная часть интереса к российским активам была связана с положительными ожиданиями по ценам на энергоносители и что этот спрос оказался недолговечным. За четвертый квартал 2008 г. ЦБ потратил почти треть своих резервов, так как падение экспортных доходов спровоцировала бегство капитала, причем не только иностранного, но и российского. Такая острая реакция рынков стала следствием роста зависимости платежного баланса от цен на нефть.

Реакция рынков на рост бюджетной зависимости от цен на нефть может быть не менее разрушительной и проявится в момент, когда существенно вырастет потребность в долговых заимствованиях.

Автор - главный экономист Альфа-банка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more