Финансовая грамотность закладывается в детстве


Мы постоянно слышим и говорим о том, что одно из основных препятствий для развития инвестиционной индустрии в России – низкая финансовая грамотность. Скептики утверждают, что финансовая грамотность не поможет людям, у которых нет денег даже на телевизор (http://www.vedomosti.ru/finance/analytics/2010/08/10/18530). Мне кажется, что телевизора может и не быть, если человек не умеет соотносить свои расходы и доходы, а также сберегать часть заработанного.

В Советском Союзе эта тема была незаслуженно «задвинута». Страна жила по принципу «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Участие в труде не стимулировалось материально, а накопления не поощрялись. Наши родители не могли научить нас обращаться с деньгами, поскольку не было принято думать о деньгах слишком много, так как духовные блага должны были удовлетворить потребности личности в обществе.

Хотелось бы, чтобы наши дети были финансово грамотны. Я уверена, что начинать экономическое воспитание нужно как можно раньше, еще в детстве, чтобы необходимые привычки вырабатывались на уровне рефлексов. Следующее поколение должно расти готовым к тому, что во взрослой жизни им придется распоряжаться деньгами. Чем лучше они будут это уметь, тем станут успешнее. Можно ввести соответствующий предмет в школе (экономика преподается там уже сейчас, правда, факультативно). Правда, скорее всего, это не даст нужного результата. Чтобы обучение было результативным, оно должно нравиться детям и доставлять им удовольствие. Одним словом, это должна быть игра.

Последние год-полтора ознаменовались бумом в области интерактивных онлайн-игр самого разного рода. Взрослые и дети играют в интернете во что угодно. Есть класс игр, которые вполне могут привить умение обращаться с деньгами – это игры, называемые экономическими симуляторами. К ним относятся так называемые «Фермы» и всем известная «Монополия», и Cash Flow. Думаю, стоило бы профинансировать разработку игры, обучающей базовым понятиям и принципам работы финансового рынка. И тогда, возможно, наши дети вырастут более подкованными в этом вопросе.

На сайте журнала Forbes на днях была опубликована статья о том, как воспитать в детях финансовую ответственность. В эксперименте, организованном американским исследователем Уолтером Мишелом еще в 1960-е годы, четырехлетним детям давали конфету и объясняли, что если они не съедят ее в течение 15 минут (в это время в комнате не было взрослых), то получат еще одну. Большинство съели конфету сразу. Некоторые выждали какое-то время, но четверть часа не продержались. И только малая часть дождалась вознаграждения. Авторы эксперимента потом следили за тем, как складывалась жизнь его участников. Терпеливые дети добились гораздо больших успехов в образовании, карьере, и в личной жизни.

Главный талант долгосрочного инвестора – умение ждать. Основатель третьего в истории США взаимного фонда The Pioneer Fund Филипп Карре, один из наставников Уоррена Баффета, любил повторять: «Секрет успешных инвестиций – приобретение качественных активов и их долгосрочный рост. Терпение может принести баснословную прибыль».

Автор - управляющий директор по работе с ключевыми клиентами \"Дойче банка\".