12 лет после кризиса 1998 года – мы сдюжили


Обычно принято отмечать круглые даты, кратные десяти или пяти, а тут – двенадцать лет, дюжина. Но мне показалось, что в этом числе есть своя символика. Двенадцать – это цикл. Двенадцать часов – половина дня. Двенадцать месяцев – год. Двенадцать лет – китайский календарь с животными-талисманами. А еще согласуется с русским словом «сдюжить».

Так что прошедшие двенадцать лет с кризиса 1998 года вполне себе событие, чтобы обратить на него внимание. Вот только как? Столько событий прошло, столько всего поменялось. И в жизни конкретных людей, и страны, и нашего финансового рынка. Как сразу охватить промелькнувшую дюжину лет? Здесь нужен какой-то образ, аллегория.

В поисках той самой аллегории я обратился к искусству. Сразу в памяти всплыл недавний фильм «12», а за ним его предшественник-оригинал «12 рассерженных мужчин». Перечитал в интернете содержание, описание героев – двенадцати присяжных. Банкир, брокер, маляр, бизнесмен, рекламщик... Мне показалось, что типажи оригинальной версии картины (1957 г. и телеверсия 1997 г.) очень даже подходят на то, чтобы стать олицетворением прошедших с 1998 года лет. Итак...

Первый присяжный – руководитель жюри, тренер школьной команды. Он лидер. А год 1999.... Именно тогда в политической жизни страны произошли события, определившие всю нашу последующую историю. Далее год 2000 и второй присяжный – банковский клерк. Банковская система постепенно приходит в себя после кризиса, хотя растет инфляция, падает рубль. При этом экономика показывает забытые признаки роста. Цена на нефть $35,5 за баррель. Золотовалютные резервы - $27,6 млрд. А вот на рынке акций все еще очень плохо.

Следующий 2001 год и следующий персонаж – бизнесмен. В стране растет внутренний спрос, «импортозамещение». Экономический рост – 5,5%. Экономика монетизируется, уходят в прошлое бартер и взаимозачеты, бизнес начинает не просто дышать, он начинает развиваться. Это все логично подводит к 2002 году, который согласно описанию персонажей фильма, становится годом четвертого присяжного, рационального брокера. Индекс РТС после долгого топтания на месте вырастает почти на 40%.

2003 год – год «молодого человека из трущоб», пятого присяжного. На «улице» наших граждан тоже маячит, если не праздник, то явно предпраздничное настроение. Рост ВВП - 7%. В его основе – рост потребления населения, а также инвестиции и экспорт. Доходы от экспорта питают деловую жизнь и занятость, прежде всего, в среде людей молодых и экономически активных.

Год административной реформы, а затем и монетизации льгот – 2004. Нужны люди, выдержанные, умеющие заниматься рутиной работой, методично реализуя намеченное. Как участник событий, скажу, что шестой персонаж фильма – маляр, строгий, но принципиальный и уважаемый – очень подходит тому периоду. А вот 2005 немного другой, сродни седьмому присяжному – продавцу, спортивному фанату, поверхностному и индифирентному. Пусть каждый сам определит степень схожести. Я же отмечу 100 процентный рост рынка акций. Несмотря ни на что.

Среди двенадцати присяжных возмутителем спокойствия оказывается архитектор, восьмой присяжный. Ему и год – 2006. Все вроде бы хорошо: погашаются внешние долги, сохраняются высокие темпы роста экономики. А вот на рынке акций в июне происходит первое серьезное падение – 15%. Предупреждение? Хотя пока оно не услышано. Благодушный настрой переходит в следующий 2007 год. Правда, опять меняется персонаж. Теперь внимание к присяжному номер девять – мудрому и наблюдательному пожилому человеку. Такое время.

А вот следующий 2008 год, год десятого присяжного – владельца гаража, громкоголосого фанатика. Так и было: фанатический рост рынка, экономики, нефтяных цен, сменившейся фанатическим падением всего и вся, бегством из российских активов, из рубля. Правда, мы запрещали «шорты» и останавливали торги «без фанатизма».

Одиннадцатый присяжный – иммигрант часовщик, американский патриот. В 2009 году американская экономика начинает восстанавливаться, цены на нефть – расти. Российский рынок определяется мировой конъюнктурой. Индекс РТС окреп на 130%. После сильного удара об пол, часы российской экономики вновь начинают свой ход. Тик-так-тик-так... «Пусть часы идут, но не спешат», - предупреждают весь год эксперты.

2010 год. И последний персонаж – нерешительный офисный служащий-рекламщик. Откуда возьмется решительность? Пока нужно осмотреться. Убедить и себя, и других, что кризис позади, рецессия завершается. Хорошая реклама ожидаемых свершений для психики фондовых игроков не помеха. А уж сколько рекламных слоганов у реформы мировой финансовой системе...

Вот и все 12 лет. Вердикт «присяжных»: «Сдюжили!» Впереди новый цикл. Новое время, способное вместить в себя и реализм грядущих событий, и аллегоричность образов и смыслов. Сдюжим!

Автор - руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, vmilovidov.lj.ru.