Что такое омбудсмен и с чем его едят?


Однажды на банковском интернет-форуме я прочел эмоциональное сообщение от клиента, грозившегося подать на банк в суд. И в тот момент мысленно я в очередной раз посетовал "ну почему в России до сих пор нет финансового омбудсмена?!". Нет, вы поймите, у нас в банке всегда готовы пойти навстречу клиенту, выслушать, помочь. Но почему-то большинство из них предпочитают жаловаться, а не идти в банк. И в этом случае идея создания института омбудсмена имеет смысл.

Вообще-то шведское слово "омбудсмен" означает "представитель", а ввели это понятие шведы более двухсот лет назад для контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти. Сегодня в международной практике финансовый омбудсмен выступает посредником между клиентом и банком с целью досудебного урегулирования любых образовавшихся разногласий.

И вот, наконец, вчера в Ассоциации российских банков был представлен первый Финансовый омбудсмен в России. Эта инициатива была единогласно поддержана прогрессивным банковским сообществом. Новый институт займется защитой прав потребителей финансовых услуг и поможет разрешать возникающие споры мирным путем, не доводя дело до суда.

Сказать, что это хорошо, значит не сказать ничего! Создание института Финансового омбудсмена - это очередной важный шаг в процессе выстраивания эффективного диалога между банками и клиентами. К тому же этот беспристрастный, непредвзятый и влиятельный элемент в системе отношений существенно сократит количество исков от недовольных клиентов, заметно облегчив жизнь судебным инстанциям, перегруженным исками от физических лиц в части финансовых нарушений. Важно отметить, что формирование института может и должно строиться только на основе честности, прозрачности, справедливости как со стороны банка, так и со стороны клиента.

Я полагаю, что новый институт в полной мере ощутит на себе и существующие пробелы в общем уровне финансовых знаний населения и, рассчитываю, присоединится к нашим инициативам по внедрению клиентских программ повышения экономической грамотности. Таким образом, омбудсмен в России - это не только посредник между банком и клиентом, это еще и активный, полноправный участник финансовой системы страны.

В свою очередь, имея опыт взаимоотношений с институтом финансового омбудсмена в Чехии, где аналогичная структура работает с 2000 года, мы с радостью поделимся опытом и окажем содействие в его формировании и развитии в России.

Да, кстати, первым финансовым омбудсменом в России стал Павел Медведев - уважаемый в банковской сфере человек, Депутат государственной думы. Вчера на пресс-конференции в АРБ, где был представлен институт Финансового омбудсмена и его руководитель, ему задали вопрос, чем он будет руководствоваться в работе: "Здравым смыслом!" - ответил он. Ну, дай то бог.

Автор - председатель правления банка «Хоум кредит».