Каким будет бюджет в 2011-2012 гг.


В середине лета макроэкономическая политика правительства резко изменилась: были внесены поправки в бюджет на текущий год и увеличен план расходов на 2011-2012 гг. В начале сентября правительство вновь решило увеличить расходы в 2011-2012 гг.- соответственно до 10,7 трлн и 11,2 трлн руб. Согласно обновленным планам правительства в 2013 г. расходы будут увеличены до 12,2 трлн руб. Как следствие, власти исходят из того, что в ближайшие годы бюджет будет ежегодно сводиться с дефицитом около 1,8 трлн руб. ($60 млрд), т. е. около 3% ВВП, по оценке правительства. Аналогичный дефицит ожидается по итогам текущего года. В основе этих расчетов лежит предположение, что среднегодовая цена барреля Urals будет на уровне $75 (примерно на уровне текущего года).

На фоне многих стран вышеупомянутые показатели бюджетного дефицита, а также соотношение долга и ВВП в России выглядят довольно умеренными, однако, по нашему мнению, такие изменения бюджетной политики опасны - в результате "бездефицитная" цена на нефть значительно превысит $100 за баррель. При этом объем средств в резервном фонде, которые можно использовать для финансирования бюджетного дефицита, на 1 сентября составил всего около $40 млрд. Согласно предыдущей версии среднесрочной бюджетной стратегии, государство планировало постепенно сокращать дефицит и финансировать его за счет заемных средств, сохраняя некоторый запас средств в резервном фонде. Новая стратегия, по сути, означает, что в 2011 г. начнется реализация масштабной программы государственных заимствований независимо от того, будут ли средства резервного фонда полностью израсходованы на определенном этапе в течение следующего года.

Вполне очевидно, что ежегодно увеличивать госдолг приблизительно на $60 млрд (чистый прирост) за счет привлечения средств на внутреннем рынке практически невозможно. Небесспорны и перспективы привлечения государством таких средств на мировых рынках: это явно увеличит спрэды и может привести даже к пересмотру суверенного рейтинга России. Мы полагаем, что в целом обнародованная версия основ бюджетной политики на среднесрочную перспективу выглядит несостоятельной. Едва ли есть смысл анализировать ситуацию после 2011 г., хотя бюджетные проблемы в следующем году выглядят вполне решаемыми. Теоретически в 2011 г. государство вполне может организовать финансирование бюджетного дефицита за счет остатков резервного фонда в сочетании с привлечением заемных средств на внутреннем и внешнем рынках, но сделать это снова в 2012 г. будет почти невозможно. Следовательно, бюджеты на 2012 и 2013 гг. будут выглядеть совершенно иначе.

Автор - главный экономист, управляющий директор \"Сбербанк CIB\".