Fitch обнаружило, что у российских банков четверть кредитов – проблемные

Доля проблемных кредитов российских банков на 1 июля составила около 25%, оценило рейтинговое агентство Fitch

Данные основаны на средних значениях для 57 банков, рейтингуемых Fitch, на которые приходится около 70% активов банковской системы. Четверть соответствует базовому сценарию, в пессимистичном сценарии полтора года назад Fitch прогнозировало рост проблемных кредитов до 40%, указывает старший директор Fitch Александр Данилов.

К проблемным агентство причисляет ссуды, просроченные на срок более 90 дней (NPL), кредиты, выведенные за баланс (на SPV-компании, закрытые ПИФы, переданные коллекторам), а также пролонгированные ссуды – их доля составляет около 11%. Оценки Moody’s чуть скромнее: проблемными являются 20% кредитов (это значение включает NPL и реструктурированные «в связи со слабостью заемщика» ссуды). «Но не все реструктурированные кредиты являются плохими, из них не «выздоровеет» примерно половина», – оценивает вице-президент Moody’s Евгений Тарзиманов. S&P оценивает уровень проблемных кредитов в 40%. Помимо NPL и кризисной реструктуризации, агентство относит к ним также кредиты, по которым обращено судебное взыскание на залог, указывает директор группы рейтингов финансовых институтов S&P Екатерина Трофимова. Не все из них безнадежны – две трети этого объема со временем «выздоровеет». Кредитов, которые могли бы привести к потерям в случае запуска в отношении заемщика механизма банкротства, у российских банков 14–15%, полагает Трофимова.

Центробанк оценивал объем реструктурированных кредитов у 30 крупнейших банков в 25–30%, говорил в мае директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский. Банкиры долю проблемных кредитов оценивают скромнее. «С учетом и просроченных, и реструктурированных кредитов это не более 15%», – считает зампред правления «Возрождения» Людмила Гончарова. За реструктурированные кредиты она спокойна. «Экономика восстанавливается, и сейчас по этим ссудам идет и погашение, и выплата процентов», – говорит банкир. К тому же большинство банков «усиливали обеспечение», соглашаясь на реструктуризацию, отмечает Гончарова. По оценкам главы российской «дочки» иностранного банка, потери составят менее четверти всех реструктурированных ссуд.