Модернизация экономики через инновации - возможно ли это в России?


Модернизация стала чуть ли не самым популярным хедлайнером последних месяцев. Дмитрий Медведев посетил Силиконовую долину, Арнольд Шварценеггер приехал в "Сколково" и обещал посодействовать американским инвестициям в российский “инноград”. Тем не менее, в российском обществе нет ни однозначной политически поддержанной стратегии модернизации экономики, ни однозначного мнения по поводу оправданности создания "Сколково" и того, какими должны быть его задачи.

Давайте попытаемся понять, какие шансы у инновационного процесса в России.

Один из основополагающих принципов развития бизнеса – сконцентрируйся на своих наиболее успешных сторонах или на тех, где у тебя существуют добавочные ресурсы или рынки сбыта (например, такие направления, как глубокая переработка сырья, биотехнологии и сельское хозяйство, электроэнергетика, ВПК), и не цепляйся за то, что не получается. Однако так же, как многие бизнесмены “убивают” свои продукты-лидеры недостатком инвестиций и огромными расходами на попытки “раскрутить” продукты-аутсайдеры, так и наше государство, как мне кажется, забывает о своих сильных сторонах и пытается стать лидером там, где шансы на это призрачны.

Экономика СССР обеспечивала страну и значительную часть социалистического мира многими видами товаров, не всегда высокого качества, но приемлемой себестоимости и в нужном объеме. Еще 20 лет назад СССР входил в пятерку мировых лидеров не только по производству минерального сырья, но и металлопроката, энергетического оборудования (особенно для ядерной энергетики), текстиля, аэрокосмической техники, стройматериалов, нефтехимической продукции, лекарственных препаратов, большинства видов вооружений.

Сегодня наша экономика по объему ВВП на душу населения, с учетом экспорта основных видов сырья без глубокой переработки, находится на 67-м месте в мире, после Чехии, Словакии, Эстонии, Венгрии. Россия – импортер почти всех видов промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости.

Но Россия все еще сильна своими специалистами – учеными-фундаменталистами, программистами, артистами балета, спортсменами. Однако сами эти люди предпочитают работать или в других странах, или в западных компаниях.

Человеческий капитал – это практически единственный успешный продукт России, на сохранение и спасение которого страна должна бросить все силы. Правда, удерживать их в стране бессмысленно, если не создать им возможности и условия для работы. Ведь именно из-за недостатка внимания к спорту Россия выступила так плохо на последней олимпиаде. Это должно стать сигналом к тому, что спортом нужно заниматься гораздо серьезнее, чем сейчас. А почему нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новоселов оказались сотрудниками Манчестерского университета? Думаю, всем известен уровень зарплат сотрудников российских университетов и уровень исследовательских возможностей наших научных лабораторий. С другой стороны, нужны ли серьезные научные исследования крупному бизнесу в стране, где мало кто готов планировать даже на пять лет вперед?

Другой ключевой принцип продвижения бизнеса – если ты не лидер, сначала найди нишу, где ты можешь стать лидером, развивайся и вырасти в ней, а потом уже пытайся претендовать на серьезные позиции там, где ты традиционно не лидер.

Советский Союз никогда не был мировым лидером в высоких технологиях, разве что в каких-то отдельных областях. Большинство знаковых советских технологических проектов были повторением уже существовавших в мире образцов: ВАЗ по образцу Fiat, ЕС ЭВМ по образцу IBM S/360, "Буран" по образцу "Шаттла". Но пока мы тратили время на копирование, наши западные коллеги выпускали продукцию следующего поколения. В этом контексте очень важно, чтобы создание "Сколково" не стало продолжением процесса “копирования”.

Что интересно – почему-то китайцам копирование удается гораздо лучше. Наверно, это не наше призвание. Мы тратим огромные деньги на проекты, подобные "АвтоВАЗу", пытаемся разработать мобильный телефон, создать собственную навигационную систему, сделать из Москвы международный финансовый центр… Не попытка ли это обмануть законы бизнеса и потратить деньги и силы на “раскрутку” своих не самых сильных сторон, что заведомо бесперспективно?

Автор - управляющий директор по работе с ключевыми клиентами \"Дойче банка\".