В бизнесе трудно быть честным?

Руководствоваться этикой в бизнесе не просто необходимость, а норма - в этом я уверен. Это также естественно, как отвечать за свои поступки. Пусть это не слишком приятно, и по сути сильно ограничивает в действиях, но без этого нельзя, без этого все идет вразнос. Не возвращать долги или продолжать делать привычные ошибки легче, чем заставить себя выучить урок и сделать выводы, изменив что-то в себе.

Такой подход требует критического отношения к собственным действиям, отказа от желания сиюминутной наживы ради долгосрочного результата.

У меня такое ощущение, что этические принципы и нормы в бизнесе по управлению активами можно заносить в Красную книгу. Они настолько редки, что создается впечатление, будто наличие этических норм в нашем бизнесе является недостатком. Быть честным невыгодно, нужно преодолеть слишком много преград, проще сказать «делай что хочешь, лишь бы клиент перевел деньги»... За последние пять лет такое происходило кругом, на этом принципе выросли и испарились после кризиса многие наши бывшие конкуренты.

К сожалению, этот принцип жив и сейчас. И не нужно удивляться результатам: бесконечные скандалы с клиентами, конфликты с регулятором, отзывы лицензий, негативный PR и слабое доверие к отрасли в целом. Вчерашние «звезды» рынка технично покидают сцену, оставляя после себя выжженную землю... Возможно, нужно дождаться пока все нарушители получат «красные карточки», но боюсь, к тому времени отрасль потеряет всех клиентов.

Регулятор старается действовать на опережение, но и этого недостаточно. Отрасль должна сама провести чистку рядов, сбросив балласт. В этом заинтересованы компании, которые разделяют долгосрочные цели клиентов, готовы применять лучшее из мировой практики с учетом российской действительности, способны формировать устойчивые и эффективные команды, придерживающиеся высоких этических норм.

Говоря о совпадении целей, я имею в виду фидуциарную ответственность или должную заботливость (по российскому ГК). Действия управляющего в отношении активов клиентов должны быть столь же осмотрительными и разумными, как если бы это были его собственные активы. Немногие управляющие ставят себе такую задачу на практике, ведь для ее реализации необходимо ограничивать себя в искушении заработать на клиенте здесь и сейчас. С этим искушением помогает бороться сравнительно сложная система противовесов: функционально независимый риск-менеджмент, регулярный инвестиционный (в дополнение к общехозяйственному) аудит, физическое и функциональное отделение управляющих от клиентских менеджеров и др. То, как организована управляющая компания, гораздо сложнее, чем принято считать, - здесь много мелочей, критически важных для успешного развития. И пренебрежение этими мелочами закладывает мину, которая обязательно взорвется.

Барьеры для долгосрочного процветания на этом рынке гораздо выше, чем кажутся на первый взгляд, именно поэтому так много компаний закрываются и уходят с рынка. Я исхожу не только из личного опыта, но и из опыта акционеров. В своей практике я часто использовал опыт лучших в мире представителей нашей индустрии - PIMCO и других компаний Allianz Group.

Очевидно, что успешный сценарий развития можно реализовать только при наличии стабильной и сплоченной команды, создание которой иногда занимает годы. Здесь сложно давать советы, но порой приходится по несколько раз менять людей на ключевых позициях, прежде чем все начинает работать. Так что не бойтесь пробовать новое и делать ошибки, это единственный способ создать коллектив, который способен добиваться наивысших результатов, следуя принятым в отрасли стандартам, при этом не пренебрегая высокими этическими нормами. В хорошей команде должна существовать конкуренция и критичное отношение к собственным решениям. Один из самых эффективных элементов инвестиционного процесса, влияющих на доходность наших продуктов, - «полчаса сомнений», когда инвестиционные предпочтения большинства подвергаются безжалостной критике и даже провокациям. Только так можно достичь максимальной эффективности инвестиций.

Надо признать, что этические проблемы отрасли проявились так ярко еще и в ответ на неразборчивость клиентов. Зачастую сами клиенты провоцируют ситуации, которые не укладываются в нормы этического поведения. Но менять мир вокруг себя к лучшему - одна из задач нашей индустрии. Так что не стоит жалеть силы на то, чтобы честность в бизнесе стала нормой.

Автор - член совета директоров Доверительной инвестиционной компании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать