Банковская розница прирастает регионами


Регионы – основной мультипликатор роста банковского сектора России. В последнее время это стало аксиомой. О готовности осваивать региональные просторы сегодня не заявил только ленивый. Все большее количество кредитных организаций открывают там свои отделения и филиалы, при этом целью региональной экспансии, как правило, провозглашаются города-миллионники. Именно там, по мнению авторитетных участников финансового рынка, и может быть развернута основная конкурентная борьба между банками в ближайшие годы.

Я же основной потенциал для экспансии и развития банковской розницы вижу в городах с населением от 50 000 человек. И если сегодня уровень проникновения банковских услуг в региональных центрах считается низким, и жители жалуются на наличие очередей за кредитом, то в небольших городах он и вовсе близок к нулю ввиду отсутствия предложения финансовых услуг для широких слоев населения как такового.

Единственное, о чем следует помнить любому банку, решившему открыть свое представительство в регионе – здесь не работают стандартные столичные схемы продвижения, ведь каждый регион уникален! Социальный портрет потребителя в зависимости от наличия или отсутствия в регионе промышленных, сельскохозяйственных предприятий, учебных заведений разительно отличается и по возрасту и по образованию и по доходам и, как следствие, по потребностям.

Я считаю бесценным опыт, полученный мной во время многочисленных командировок по регионам России. За последние два года я посетил более 40 региональных представительств. В первую очередь, хотел бы развеять миф о «простодушности» региональных клиентов, в силу которой банки якобы навязывают им дополнительные платные услуги. Ничего подобного. По моим наблюдениям, региональный клиент чаще столичного скрупулезно изучает условия кредитного договора и активнее интересуется всеми параметрами банковского продукта, задает вопросы и знает свои права. При этом он открыт и готов к конструктивному диалогу.

Одним из мифов по-прежнему остается низкое качество кредитных заявок региональных заемщиков. На практике же оно не выше и не ниже, чем в Москве, так как скоринговые процедуры идентичны для всех клиентов, различаются только суммы кредитов и цели, на которые предоставляется средства.

Не будучи избалованными изобилием банковских предложений, именно региональные клиенты проявляют наибольший интерес к технологичным новинкам и новым продуктам. По той же причине они более восприимчивы к рекламе финансовых продуктов и услуг.

Сегодня это сложно представить, но я уверен, что со временем качественными банковскими услугами будет охвачена вся территория России, в том числе самые маленькие и отдаленные населенные пункты. Результатом региональной экспансии, помимо роста уровня жизни населения и пополнения региональных бюджетов, станет также рост конкуренции, стимулирующий банки совершенствовать свои бизнес-процессы и сервис. Массовый приход банков в регионы – лишь вопрос времени, ведь Москва и область по различным оценкам составляют лишь 10-15% населения страны, остальные проживают в других регионах России, а вопрос прироста клиентской базы уже сейчас стоит довольно остро.

Автор - председатель правления банка «Хоум кредит».