Бывшие обменные пункты сменили названия и работают, как и прежде

Большинство столичных обменников, как требовал ЦБ, переименовались в операционные кассы, но других операций кроме обмена валют они, как правило, не проводят

Пункты обмена валюты оказались вне закона с 1 октября. К этому времени они согласно предписанию Центробанка должны были преобразоваться в полноценные банковские офисы (оперкассы) либо закрыться. Новые обменники должны не только покупать и продавать валюту, но и совершать денежные переводы, принимать коммунальные и другие платежи. Новые правила деятельности оперкасс запретили им использовать название «Обменный пункт» или «Обмен валюты», потребовав указывать на вывеске название банка, структурным подразделением которого она является.

Вывески и стали главным изменением в работе обменников. Большинство из них продолжают функционировать в обычном режиме, но вместо надписи «Обмен валюты» теперь красуется «Операционная касса». Впрочем, регулярно встречаются пункты с прежним табло, обещающие «гибкий курс» на вывесках и предлагающие совершенно другой внутри.

Попытки корреспондента «Ведомостей» оплатить счета или перевести деньги в новоявленных оперкассах провалились. Сотрудники нескольких таких «касс» уверяли, что предлагают и другие услуги кроме обмена валюты, но когда доходило до дела, то оказывалось, что совершить операцию невозможно. Причины самые разные: от «не работает интернет», «программа зависла» до «приходите после обеда, завтра, через неделю».

Многие даже не перерегистрировались в оперкассы. Из более десятка обменников возле метро «Арбатская» в трех корреспонденту «Ведомостей» не удалось выяснить, какой банк они представляют. Информация на стенде отсутствовала, а сотрудники ответить не смогли (один из них, правда, продиктовал телефон менеджера). Они прямо заявили, что занимаются исключительно обменом валюты, а потом добавили, что «это только пока».

На центральных улицах города по-прежнему много обменников с яркими табло валютных курсов, но без полноценной информации о банке. В некоторых даже сохранились вывески «Обмен валюты». Рядом с Кремлем четыре обменника были закрыты, но из девяти работающих на Тверской стенды только двух были оформлены по правилам. В трех оперкассах отсутствовала какая-либо документация, курсы на вывеске и в помещении не соответствовали друг другу, а за спиной операционистки еле заметным шрифтом было написано о комиссии в 3%.

Запрос «Ведомостей» в Центробанк остался без ответа. ЦБ, объясняли несколько его руководителей, регулирует официальные оперкассы, а теми, кто работает без регистрации, занимается милиция.

Контроль за деятельностью операционных касс лежит на ЦБ, говорит начальник пресс-службы ДЭБ МВД Андрей Пилипчук, а с МВД эти функции давно сняты. Но после того как ЦБ «проведет свои мероприятия, что предполагает реформу в отношении операционных касс, и выяснит, кто работает без законного основания, тогда и будут подключены силовые структуры в рамках оперативно-розыскной деятельности», обещает Пилипчук.