Кудрин: в России начался тренд на повышение налогов

Кудрин предлагает увеличить налоги на имущество и на алкоголь, а Греф убежден, что голого уже не раздеть.
С.Портер

Решение о повышении cтраховых взносов для малого бизнеса с 14 до 34% с 1 января следующего года не нравится ни правительству РФ, ни Минэкономразвития. Это выяснилось в ходе сегодняшней конференции, которую транслировал телеканал "Россия-24" и в которой участвовали помощник президента Аркадий Дворкович, министр финансов РФ Алексей Кудрин и руководитель Сбербанка Герман Греф. Тем не менее Кудрин выступает за нейтральную налоговую систему, при которой все организации и частные лица лишатся любых льгот.

Повышение как тренд

Повышение налоговой нагрузки в 2011 г. составит 2% ВВП, заявил сегодня вице-премьер Алексей Кудрин. При этом он подчеркнул, что повышение налогов – это тренд. "Мы стоим не перед временной мерой, мы стоим перед трендом повышения налогов", - сказал Кудрин, добавив, что соответствующие меры были приняты в большинстве стран. Если это было не повышение налоговой нагрузки, то страны выбирали меры вроде повышения пенсионного возраста. При этом путь бюджетной консолидации придется проходить всем в объемах от 3-4 до 8-10% ВВП, сообщил Кудрин, рассказав, что в России консолидация бюджета будет проходить в соотношении 50 на 50 (повышение налоговой нагрузки и снижение расходов бюджета) или более 50% увеличения налогов.

Кроме тех налогов, которые уже согласованы, Кудрин предложил ввести имущественный налог: он может принести в доходы бюджета около 1% ВВП. "Я думаю, что примерно 1% ВВП, в перспективе пять лет мы можем повышать этот налог", - сказал он. Также, по его словам, большим потенциалом повышения обладают акцизы на табак и алкоголь. "Несмотря на наше предложение больше повышать акциз на алкоголь, пока принято решение сохранить на этот год повышение на 10%", - напомнил Кудрин. "Но я думаю, что в ближайшие годы это будет и 20, и 30% по годам", - сказал он.

В целом же отмена налоговых льгот полностью помогла бы решить проблему бюджетного дефицита, считает вице-премьер. Дефицит, по словам Кудрина, составит 4,7% ВВП (это меньше, чем предполагавшийся ранее дефицит в размере 5,3%). "А льготы захватывают до 5% ВВП. Я не предлагаю отменить их все. Есть те льготы, которые должны сохраняться», - сказал Кудрин. Хотя в целом он отметил, что выступает за создание нейтральной налоговой системы, в которой все предприятия будут равны, а льгот не будет. На это Дворкович заметил, что такие системы хорошо существуют только на бумаге.

Не те льготы

Рассказывая о том, как принималось решение о необходимости повышения налогов, Кудрин отметил, что одним из важных вопросов были льготы по инновациям. «Когда мы вносили очередной пакет льгот по инновациям, мы пришли к выводам, что ранее введенные льготы не работают, нужны новые», - сказал вице-премьер РФ.

Греф с ним не согласился. «Нельзя стимулировать к росту то, чего нет. Это по поводу роста инноваций. Должна экономика войти в инновационный цикл, потом можно стимулировать», - заявил глава Сбербанка, добавив, что с тем же успехом в России можно вводить льготы на выращивание бананов.

Как у всех

В защиту нового налогового бремени вице-премьер подсчитал, что в России налоги ниже, чем в странах ОЭСР и США. «Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5-36%. В ЕС – около 38%. В РФ – 36-38%. Но если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%. Это ниже, чем в США, – 28-29%. У нас достаточно низкое налоговое бремя», - заявил Кудрин.

В ответ на это Греф предложил Кудрину сравнивать Россию не с США и странами Европы, а с Китаем и Индией. «В этом случае сравнения будут не в нашу пользу», - отметил он.

Комфортные налоги

По подсчетам представителей малого бизнеса, с 1 января налоговая нагрузка на них повысится в 2,4 раза. «Это массовая ликвидация или уход в тень», - заявил на конференции президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Борисов. Греф поддержал подобные высказывания, отметив, что, если за время кризиса Сбербанк сумел довольно успешно сократить расходы, в частности, за счет сокращения персонала на 15%, новое законодательство, вступающее в силу с 1 января, съест все эти достижения. «Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, который является источником экономического роста, невозможно <...> Если приоритетом является устойчивость экономического роста, то должен быть тренд на снижение налоговой нагрузки», - сказал Греф.

По мнению Дворковича, удовлетворить одновременно малому бизнесу и государству возможно. «О сокращении налоговой нагрузки в ближайшие три года не может идти речи хотя бы по формальным причинам: бюджет уже согласован. Однако можно попытаться сделать нагрузку комфортнее», - считает он.

В то же время глава Сбербанка убежден, что новые налоги приведут лишь к тому, что желающих платить их окажется значительно меньше. «Введение новых налогов можно сравнить с задачей ощипать гуся и при этом не услышать шипения. Мы гордились либеральной системой малого бизнеса, а сейчас резко поднимаем ставку. Мы должны представлять, что шипение получим в виде ухода из открытого сектора экономики в теневой», - считает Греф.