Президент Медведев отодвинул 34%-ные страховые взносы на два года

Малый бизнес дождался от президента поблажки: страховые взносы в размере 34% не надо будет платить еще два года. Но на ставку в 26% сможет рассчитывать только пятая часть малых предпринимателей

Малый бизнес чаще и больше других критиковал повышение с 2011 г. страховых взносов с 26 до 34%, утвержденное премьером Владимиром Путиным осенью 2009 г. Индивидуальные предприниматели или выбравшие упрощенную систему налогообложения платят сейчас 14% – для них повышение будет более чем в 2,5 раза.

В ноябре на организованной Федеральной налоговой службой конференции президент Сбербанка Герман Греф назвал действия государства раздеванием голого, а помощник президента Аркадий Дворкович пообещал предложить компенсацию. Вице-премьер Алексей Кудрин резко отреагировал: «Вот посмотрим, что будет в послании [президента Федеральному собранию]».

«Для малого бизнеса, работающего в производственной и социальной сфере, я принял решение предусмотреть двухлетний переходный период с установлением более низкой ставки взносов – на уровне 26%», – заявил в послании президент Дмитрий Медведев. Законопроект будет внесен в Госдуму в течение этой недели, у депутатов две недели на рассмотрение, к 1 января он должен быть подписан, установил сроки Дворкович.

«Установление более низкой ставки в 26% – это скорее признание реальности, – объяснил Дворкович. – Сомневаюсь, что большая часть малого бизнеса смогла бы заплатить деньги, если бы ставка была 34%». Интерес бизнеса к применению налоговых схем и возвращению к зарплатам в конверте уже отмечают юристы, а предправления Фонда социального страхования (один из получателей взносов) Сергей Афанасьев недосчитался 5 млн застрахованных по сравнению с 2009 г. Институт Гайдара подсчитал, что бюджет получит от повышения взносов не 1,8% ВВП, как планировал (около 900 млрд руб.), а максимум 0,5% (около 250 млрд руб.).

Какая часть малого бизнеса сможет воспользоваться льготой, Медведев не сказал. По расчетам президента «Опоры» Сергея Борисова – только 15–17% малых предпринимателей, но многое зависит от расшифровки понятия «социальная сфера» и от того, отнесут ли к производству ремонт и похожие сервисы.

По подсчетам Дворковича, около 50% малого бизнеса занимается торговлей, по словам Борисова – примерно 60%, по данным федерального чиновника – до 80%.

Нет точности и со средствами бюджета, которые понадобятся для компенсации недополученного внебюджетными фондами: по словам Дворковича, около 50 млрд руб. в год, Кудрина – 30–40 млрд руб.

В любом случае такой льготы будет недостаточно, она коснется незначительной доли малого бизнеса, уверен председатель «Деловой России» Борис Титов: даже для счастливчиков нагрузка вырастет почти вдвое – с 14 до 26%. Два года недостаточно, бизнес только начал оправляться от кризиса, жалуется Борисов, и, чтобы он не начал уходить в тень, нужен переходный период в три года с повышением ставок примерно на 6 процентных пунктов ежегодно – для всех.

Основная проблема будет с определением круга получателей льготы, признал Дворкович: речь пойдет о критериях, во внимание будет принят вид деятельности, указанный в уставных документах либо в лицензиях.

Два федеральных чиновника, с которыми поговорили «Ведомости», не представляют, как можно эффективно отделить «производственников» от «торговцев».

Можно заставить бизнес подтверждать, что доходы получены от производственной деятельности, предлагает партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов, но администрирование будет очень трудоемким: придется либо серьезно увеличить численность налоговиков и сотрудников фондов, либо закрывать глаза на нарушения.

Льготная ставка не решит проблем малого бизнеса, а риски злоупотреблений вырастут, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. Чиновники начнут отказывать в применении льготной ставки, утверждая, что фирма не занимается производством, предупреждает он, а большинство предпринимателей предпочтут «конверты» или «директорский фонд» – выплачивать топ-менеджерам сверхвысокие зарплаты (зарплаты свыше 463 000 руб. взносами не облагаются. – «Ведомости»), а потом делить их между сотрудниками.