Президент Медведев сделал борьбу с инфляцией главной задачей правительства

Президент Дмитрий Медведев меряет успехи правительства величиной роста цен. Чиновники предлагают сдерживающие механизмы, но как остановить рост цен при возрастающих бюджетных расходах, не знают

На инфляцию в стране сейчас влияют два фактора: неурожай прошлого года в России и ценовой шок на мировых рынках продовольствия, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Вчера Медведев провел совещание о мерах по борьбе с инфляцией (см. врез). Январский рост цен вынудил Минэкономразвития увеличить годовой прогноз: не 6–7, а 7–8%. Цель одна, сказал президент: чтобы инфляция замедлилась и рост цен на продовольствие не был таким, как в конце прошлого года и начале этого: «От этого зависит успех деятельности самого правительства».

Вчера на совещании рассмотрено два инструмента снижения инфляции: временное снижение импортных пошлин и продолжение интервенций на зерновом рынке (см. статью на стр. 10), рассказал помощник президента Аркадий Дворкович.

Минэкономразвития разрабатывает и более решительные меры, знают два сотрудника министерства, но они требуют проработки и согласований, так как могут повлиять на объемы производства: «Будет сдерживающий эффект».

Снижение импортных пошлин на продовольствие помогает уменьшить инфляцию, заявила министр экономразвития Эльвира Набиуллина – и привела в пример обнуление пошлин на картофель, капусту и гречку. В декабре импорт картофеля вырос в 10 раз, капусты – в 15 раз, рассказывает сотрудник Минэкономразвития, но говорить об эффективности этой меры рано, данные есть всего за один месяц.

Президент поручил временно снижать пошлины и на другие товары, продолжает Дворкович: «Конкретный перечень определит правительство». Все основные решения по снижению пошлин на продовольствие уже приняты, знает сотрудник министерства.

Есть понимание, что реальных инструментов повлиять на инфляцию сейчас нет, говорит чиновник, участвующий в обсуждении: у роста цен есть объективная причина – неурожай из-за засухи и удорожание сырья и продовольствия на мировых рынках. Максимум, что можно сделать, – поддержать сельхозпроизводителей, тогда после нового урожая цены на продовольствие притормозят, заключает он.

Снижение импортных пошлин вряд ли существенно замедлит рост цен, продолжает Орлова: импортные продукты тоже дорожают. Государству нужно пытаться максимально поддержать российских сельхозпроизводителей – наращивание объемов производства будет способствовать снижению цен. Помочь может и ЦБ – расширением валютного коридора и укреплением рубля, заключает Орлова.

ЦБ очень внимательно следит за динамикой цен, рассказывает близкий к ЦБ человек: «Специального плана по таргетированию инфляции нет, но возможности ставки и коридора, скорее всего, будут использованы». Вполне вероятно, плавающий коридор бивалютной корзины будет расширен в 2011 г., говорил председатель ЦБ Сергей Игнатьев, ставка рефинансирования тоже может быть повышена, что снизит спрос на кредит. Вопрос о ставке и коридоре вчера на совещании не рассматривался, сказал сотрудник администрации президента.

«Ситуация с инфляцией сложная, но не критическая», – говорит сотрудник Минфина и указывает: низкая инфляция, а не наращивание госрасходов поможет модернизировать экономику и создать длинные деньги.

Президент одной рукой борется с инфляцией, а другой наращивает расходы, замечает чиновник аппарата правительства: именно он объявил о необходимости новой высокотехнологической армии, на нее нужно 20 трлн руб.

Растущие социальные расходы разгоняют инфляцию, вздыхает главный экономист «ВТБ капитала» Алексей Моисеев: государство, повышая пенсии, ухудшает условия жизни других малообеспеченных. Здесь политика государства несколько непонятна, считает Моисеев: это классический пример из учебников – начав догонять инфляцию за счет роста расходов, легко получить гиперинфляцию.