Китай поднялся на второе место в мире по размеру ВВП

Он обошел по этому показателю Японию, занимавшую вторую позицию с 1968 г.; лидируют США.
AP Photo

Китай по объему ВВП в 2010 г. обогнал Японию и теперь официально может считаться второй крупнейшей экономикой в мире после США. Эксперты считают, что уже через восемь лет экономика Китая будет вдвое превышать экономику Японии, но пока уровень жизни в Поднебесной очень низкий - доход на душу населения составляет лишь одну десятую от японского.

"Китай по уровню ВВП в прошлом году обогнал Японию, теперь по объёму экономики она занимает третье место в мире", - сообщил телеканал NHK со ссылкой на доклад правительства Японии. По размерам ВВП Япония с 1968 г. сохраняла второе место в мире после США. Согласно данным доклада, ВВП Японии составил $5,474 трлн, в то время как ВВП Китая - $5,879 трлн. За 30 лет с начала реформ Дэна Сяопина объем ВВП Китая возрос примерно в 30 раз.

40 лет на рокировку

Новость достаточно значительна, чтобы обозначить собой начало новой эры. В течение двух поколений, с момента, когда экономика Японии обогнала экономику Западной Германии в 1967 г., Япония твердо занимала место второй крупнейшей экономики мира. Новая расстановка сил демонстрирует подъем Китая и снижение Японии в качестве мировых источников экономического роста.

В 2010 г. ВВП Японии вырос на 3,9% по сравнению с 2009 г., однако в октябре - декабре 2010 г. объем ВВП снизился на 0,3% по сравнению с предыдущими тремя месяцами, отмечает правительство. Японские власти связывают снижение объемов ВВП с сокращением экспорта, который в октябре - декабре 2010 г. упал на 0,7%, а также с уменьшением внутреннего потребления, отмечает NHK.

Тем временем ВВП Китая в 2010 г. увеличился на 9,8%. В итоге японская экономика оказалась меньше китайской на 7%. Тем не менее обе страны продолжают значительно уступать США. Даже сумма ВВП двух стран меньше ВВП США за 2010 г. - $14,66 трлн.

Для США Япония уже давно является геополитическим и военным союзником, Китай можно скорее назвать потенциальным соперником на всех фронтах, пишет сегодня The Wall Street Journal. В Японии этот факт расценивают как очередной знак затяжного ослабления. «Нет ничего удивительного в том, что Япония уступила Китаю, учитывая рост его ВВП и громадное население», - заявил недавно в интервью журналистам мэр Токио Синтаро Исихара.

Бедный конкурент

Подъем Китая был основным источником популярности правящей Коммунистической партии страны. Однако жители богатой страны остаются очень бедными. «Китай обошел Японию, чтобы стать второй крупнейшей экономикой страны, но не второй сильнейшей», - говорилось в заголовке крупнейшего издания Китая People’s Daily.

Доход на душу населения в Китае до сих пор составляет лишь одну десятую от японского. По оценкам Всемирного банка, более 100 млн китайцев – а это почти все население Японии – живут меньше чем на $2 в день. «В Китае до сих пор нет компании с действительно глобальным влиянием, которая была бы соразмерна по значению растущей власти Китая – например, таких как Toyota Motor или Sony Corp», - рассуждает Робин Ли, гендиректор китайского поискового ресурса Baidu. Тем не менее в Японии считают, что рост ВВП Китая продолжится и уже через восемь лет экономика этой страны будет вдвое превышать экономику Японии.

По данным исследования потребительской уверенности, проведенного Niesen Co, в Китае индекс потребительской уверенности достиг почти 100, в то время как в среднем по миру он не превышает 90. В США он составил 81, а в Японии – лишь 54.

Тем временем Япония в целом пытается изменить отношение к этим количественным показателям. Один влиятельный политик из правящей партии Японии, использующий в качестве представления лишь свое имя – Рено, в прошлом году опубликовал книгу под заголовком: «Надо ли нам всегда быть №1?». В книге говорится, что для того, чтобы считаться успешными, не нужно всегда стараться стать первыми везде и во всем.

На данный момент Япония сфокусировала свое внимание на других, менее количественно-ориентированных способах обозначения успеха. Влияние страны на остальной мир только растет. Страна стала центром креативности и инноваций, и теперь уже никто не вспоминает о том имидже «повторюшки», который был у нее 20 лет назад, когда в стране копировались дизайн и технологии, придуманные в других странах. Теперь этот имидж вполне подходит Китаю.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать