Бернанке отверг обвинения в опасной монетарной политике США

На саммите G20 во Франции министры финансов пытаются выяснить, кто виноват в глобальных дисбалансах и определить индикаторы для выявления "недобросовестных" стран.
AP Photo

Председатель ФРС США Бен Бернанке защитил политику монетарного стимулирования экономики — вливания денег, которое, по мнению критиков, способствует возникновению новых пузырей на рынках активов и раскручиванию инфляции в развивающихся странах. На саммите G20 во Франции министры финансов пытаются выяснить, кто виноват в глобальных дисбалансах в экономике и определить индикаторы для выявления "недобросовестных" стран.

Весь мир заинтересован в восстановлении экономики США, крупнейшей в мире, заявил Бернанке в Париже. Сейчас ФРС реализует второй этап программы стимулирования объемом $600 млрд, выкупая активы на рынке. После острой фазы кризиса в 2008 г. был реализован первый раунд — на $1,7 трлн. Значительная часть средств идет на финансовые спекуляции, толкая вверх цены сырьевых и фондовых активов.

По словам Бернанке, в руках правительств других стран масса инструментов борьбы с пузырями и инфляцией, в том числе, возможность укрепления своих валют для предотвращения перегрева экономик. Кстати, тема укрепления по крайней мере одной из таких валют, юаня, - главная цель американских политиков. Накануне саммита в Париже экономисты ожидали нового витка обострения валютных войн и обвинений Пекина. Главный оппонент китайской валютной политики - Вашингтон настаивает на укреплении юаня более двух лет.

Но среди развивающихся стран США нелегко найти сторонников, так как правительствам многих из них приходится бороться с последствиями притока спекулятивного капитала, подпитываемого действиями ФРС.

В частности, накануне саммита министр финансов Бразилии Гвидо Мантега заявил, что у его страны нет планов вместе с США заставлять Китай укреплять юань. Бразилия страдает от притока спекулятивного капитала на развивающиеся рынки, подогреваемого монетарной политикой США, считает Серджио Амарал из Бразильско-китайского делового совета. За последние два года бразильский реал укрепился к доллару на 30%, приток чистого иностранного капитала вырос на 36% (данные Bloomberg). Борьба со спекулятивным капиталом обошлась центробанку в январе в $8 млрд, потраченных на интервенции. Темп роста цен в стране по итогам 2010 г. составил 5,9% против правительственного прогноза в 4,5% — это самый высокий показатель в «двадцатке».

Бернанке обращает внимание на то, что рост цен в первую очередь спровоцирован ускорением роста развивающихся экономик, рождающим повышенный спрос на товары и услуги. А приток капитала в эти страны — естественный процесс, так как инвесторов привлекают перспективы этих рынков.

Ссылка на Китай не прозвучала в речи председателя ФРС, но, по мнению наблюдателей, большая часть аргументов относилась непосредственно к нему. В частности, Бернанке отметил, что страны со значительными торговыми дисбалансами должны позволить курсам их валют лучше отражать фундаменталии рынка. Кроме того, эти страны должны работать над повышением внутреннего спроса, чтобы частично заменить им экспорт. Именно Китай в значительной степени влияет на размер торгового дефицита США. Заниженный, по мнению американских политиков и производителей, курс юаня создает особенно благоприятные условия для китайских экспортеров.

WSJ приводит противоречивые высказывания своих источников по поводу успеха в поиске общей позиции на саммте. По словам одного из них, на встрече достигнута договоренность по основным пунктам, включая вопрос укрепления юаня.

В итоговом заключении будет изложена позиция по четырем индикаторам, характеризующим глобальные дисбалансы и роль в их формировании конкретных стран: текущий счет, долг частного сектора и госдолг, а также один общий индикатор для реального обменного курса и размера международных резервов. Другой собеседник издания говорит о том, что Китай выступает против по ряду пунктов.

Определение индикатора, характеризующего политику государства как угрожающую устойчивости мировой финансовой системы, в качестве ключевой цели саммита назвала Франция. Даже если предварительное соглашение будет достигнуто, главная задача — конкретные параметры индикатора, цифры, речь о которых будет идти позднее.