Баффетт: исключительному бизнесу не нужен хороший менеджмент

Способности руководителей компании не имеют большого значения для ее успешной деятельности, гораздо важнее ее способность повышать цены.
AP

Менеджерские способности руководителей компании не имеют большого значения для ее успешной деятельности, считает Уоррен Баффетт. Гораздо важнее, по его мнению, способность компании повышать цены.

«Самый важный фактор при оценке бизнеса — его способность повышать цены. Если у вас есть возможность сделать это и не уступить долю рынка конкуренту, у вас очень хороший бизнес. А если нужно отслужить молебен, прежде чем повысить цены на 10%, у вас ужасный бизнес» – так заявил Баффетт в мае прошлого года членам Комиссии по расследованию причин финансового кризиса (FCIC), созданной конгрессом США. На прошлой неделе комиссия обнародовала аудиофайлы с записями интервью; об ответах Баффетта сегодня сообщает Bloomberg.

Комиссия, опрашивавшая, в частности, крупнейших финансистов страны, интересовалась вложением компании Баффетта Berkshire Hathaway в Moody's Corp., владеющую рейтинговым агентством Moody's Investors Services. Во время бума на рынке недвижимости Moody's, Standard & Poor's и Fitch Ratings выставляли высокие кредитные рейтинги облигациям, в которые были переупакованы ипотечные кредиты. Нередко наивысший рейтинг получали выпуски, содержавшие высокорискованные кредиты, выданные людям без подтверждения доходов и активов. В кризис агентствам пришлось радикально снижать рейтинги, что вело к обесценению бумаг и огромным потерям инвесторов.

В середине десятилетия рейтингование ипотечных инструментов стало одной из основных прибыльных статей для Moody's и Standard & Poor's. Два крупнейших агентства взимали высокие комиссионные за эту услугу, тем более что в ее рамках помогали инвестбанкам структурировать эти продукты. Доминирующее положение агентств и возможность Moody's брать с клиентов высокую плату в значительной степени и определяли инвестиционную привлекательность компании для Баффетта. «Я ничего не знал о менеджменте Moody's, – сказал он комиссии. – Если в городе выходит единственная газета, то... у нее крепкая ценовая позиция, и у вас [как у инвестора] нет необходимости идти в ее офис».

«Исключительному бизнесу не требуется хороший менеджмент», – добавил он.

По данным Bloomberg, с 2000 г., когда Berkshire Hathaway приобрела долю в Moody's, до 2007 г. (в том году цена акций компании достигла пика, и доля Berkshire в Moody's стоила $3,5 млрд) агентство присвоило рейтинг ААА 42 625 выпускам ипотечных инструментов, по которым впоследствии рейтинги были снижены. Председатель FCIC Фил Анджелайдс из-за этого назвал агентство «фабрикой рейтингов ААА».

Moody's была лишь одной из компаний, не сумевших предвидеть падение жилищного рынка, заявил Баффетт комиссии, сам он тоже не предполагал, что пузырь на нем достигнет таких гигантских размеров.

В портфеле Berkshire Hathaway немало компаний, работающих на рынках, где выбор клиентов ограничен. Это дает компаниям дополнительные возможности по повышению цен. В их числе помимо Moody's – железнодорожная компания Burlington Northern Santa Fe и электроэнергетическая MidAmerican Energy Holdings. Berkshire Hathaway также владеет значительными пакетами акций Coca-Cola и Kraft Foods, которые способны привлекать и удерживать покупателей благодаря силе своих брендов.

Если у компании доминирующая позиция, она действительно может в течение долгого времени работать и при плохом менеджменте, но в конечном итоге он уничтожит ее, возражает Баффетту Бенджамин Хермалин, профессор экономики Haas School of Business при Калифорнийском университете в Беркли. «Если смотреть на ситуацию в краткосрочной перспективе, я соглашусь с Баффеттом, но в долгосрочной хороший управляющий все-таки необходим», – цитирует его Bloomberg.