Финансы
Бесплатный
Наталия Биянова
Статья опубликована в № 2807 от 10.03.2011 под заголовком: Судья без вердикта

Кому нужен финансовый омбудсмен

Депутат Павел Медведев, взявший на себя роль третейского судьи между банками и заемщиками, получил более 1000 обращений от граждан. Закончено разбирательство лишь по половине из них, но вердикт Медведеву ни разу выносить не пришлось: чаще всего он занимается ликбезом, а в остальных случаях банки сами идут навстречу клиентам

За пять месяцев работы финансового омбудсмена Павла Медведева к нему обратилось 1095 граждан, подвела итоги Ассоциация российских банков, запустившая данный проект. Медведев завершил рассмотрение по 402 из них. Впрочем, в 376 случаях речь шла не о жалобе, а о консультации: правильно ли банк считает проценты, как погашать кредит и т. п., рассказал Медведев. В оставшихся 26 случаях банки согласились реструктурировать кредиты или простить часть штрафов, не дожидаясь вердикта Медведева. Его это очень радует.

Главное право финансового омбудсмена – самостоятельно принимать решения по спорам до 300 000 руб. – ни разу не было использовано. Как поясняет Медведев, он «боится, что один раз протираню банк с этими 300 000 руб., а потом все другие отвернутся».

В оставшихся делах не все так гладко. Есть случаи, когда человек много лет не платил по кредиту, не предоставлял информацию о себе, и банк тут не готов идти навстречу, объясняет Медведев. Основную часть обращений составляют просьбы о реструктуризации долга, а также жалобы на начисление процентов и действия коллекторов. Также большое количество обращений поступает в связи с постановлением президиума Высшего арбитражного суда, признавшего нарушающим права потребителей включение в кредитные договоры условия об оплате комиссии за открытие и ведение ссудного счета. Однако, говорит Медведев, многие потребители ошибочно полагают, что незаконны любые виды банковских комиссий.

Круг банков, которые сотрудничают с омбудсменом, заметно расширился. Если в октябре прошлого года их было всего шесть – Райффайзенбанк, «Юниаструм банк», «ОТП банк», «Хоум кредит», «Джии мани банк» и «Траст», то к февралю их стало уже 54, их названия не раскрываются. Омбудсмен работает «на договорных началах» между банками – членами АРБ, подписавшими соответствующее соглашение. Закона, который бы обязывал банки исполнять решения омбудсмена, нет, отмечает вице-президент другой банковской ассоциации – «России» Олег Иванов. «Россия» совместно с Ассоциацией юристов России готовит соответствующий законопроект, за основу которого взят опыт Великобритании. Там институт финансового омбудсмена существует с 1986 г., а в 2000 г. статус омбудсмена был закреплен законом. В Великобритании банки, для того чтобы работать с розничными клиентами, обязаны предоставить им возможность решать споры во внесудебном порядке, поэтому банки сами стремятся присоединиться к схемам урегулирования споров с финансовым омбудсменом. Учитывая, что в год к омбудсмену поступает до 1 млн обращений, только в колл-центре работает около 100 человек. Для содержания такого штата необходим бюджет – он складывается из членских взносов, которые банки платят пропорционально количеству открытых счетов. А также есть плата за каждую поступившую жалобу (500 фунтов).

Медведеву остается только мечтать о таком бюджете. Он сам как финансовый омбудсмен работает бесплатно, а три его помощника получают зарплату от АРБ.

«Нельзя сказать, что финансовый омбудсмен оттянул на себя какую-то заметную долю жалоб», – говорит начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. Похоже, что у людей нет понимания, что такое финансовый омбудсмен, – за консультациями о правильности начисления платежей по кредиту люди должны обращаться в банки, говорит он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать