"Картофельный" инсайдер из России приговорен к тюремному сроку

Бывший сотрудник инвестбанка UBS Игорь Потероба отсидит в США 22 месяца и выплатит почти $500 000.
Игорь Потероба в зале суда/ Bloomberg

Игорь Потероба с адвокатом в зале суда (Bloomberg)

Россиянин осужден в США за передачу инсайдерской информации. Бывший исполнительный директор инвестбанка UBS Игорь Потероба приговорен к 22 месяцам тюрьмы и выплате почти $500 000, его знакомый из Northern Trust Алексей Коваль пока ожидает приговора.

Окружной судья Манхэттена (Нью-Йорк) Пол Кротти перед тем, как огласить приговор, отметил, что использование инсайда происходило неоднократно в течение длительного периода времени. Согласно обвинению Потероба передавал конфиденциальные данные о сделках по слияниям и поглощениям в отношении шести фармацевтических компаний в 2005-2009 гг., а Алексей Коваль совершал торговые операции с использованием этой информации.

Игорь Потероба должен выплатить штраф в $25 000 и вернуть заработанные на инсайдерских сделках $465 000. В тюрьме он проведет 22 месяца. Около года инвестбанкир уже отсидел в федеральной тюрьме, это будет зачтено в общий срок. Обвинители требовали 37 месяцев тюрьмы.

«Я совершал серьезные ощибки и принимал много неправильных решений», - сказал Потероба судье Кротти. Он признал свою вину в декабре прошлого года. Его подельник Алексей Коваль ждет оглашения своего приговора 24 мая.

В дальнейшем, как ожидается, преступники будут депортированы из США как российские граждане.

ФБР арестовало двух россиян по обвинению в инсайдерской торговле в марте 2010 г. Третьему подозреваемому — Александру Воробьеву удалось скрыться. Все трое учились вместе в Университете Нью-Хейвена (штат Коннектикут).

Для проведения незаконных сделок директор UBS Игорь Потероба и его друг из Northern Trust Алексей Коваль использовали систему зашифрованных сообщений, в которых деньги проходили как "бонусные мили" или «урожай картофеля». В частности, в одном из электронных писем Ковалю Потероба писал: «Дай знать, если ты закончил с недавними договоренностями об урожае, и сколько килограмм смогут получить мои родители. Они сейчас в Турции, но им может потребоваться часть, когда они вернутся». В ответ Коваль написал: «Я насчитал 6,8 кг на квадратный ярд <...> Конечно, часть картошки нужно оставить на следующий год». В SEC считают, что речь идет о списании средств с брокерского счета.

В США Комиссия по ценным бумагам каждый год заводит в среднем около 50 дел по факту выявленных инсайдерских сделок. До суда доводят меньшинство, более половины претензий урегулируется во внесудебном порядке. Уголовному преследованию подвергается ежегодно несколько человек - корпоративных менеджеров, инвесторов, их брокеров, но сроки за такие преступления могут назначить очень большие (до 20 лет), поэтому инсайдеры вынуждены вести себя очень аккуратно, говорит Алексей Голубович, председатель совета директоров "Арбат капитала".

На других рынках подобных сделок выявляется меньше. Во многих странах ЕС - ни одной за год, в Китае или Индии власти также предпочитают этим активно не заниматься - видимо, чтобы не затрагивать участвующих в бизнесе влиятельных чиновников, а ответственность обычно ограничивается штрафом, отмечает Голубович.