В России может появиться новая система налогообложения экспорта

В России может появиться новая система налогообложения экспорта топлива. При росте цен на нефть пошлина на нее будет снижаться, а на нефтепродукты, наоборот, расти

Сегодня должно пройти заседание комиссии по ТЭКу вице-премьера Игоря Сечина, на котором будет обсуждаться новая система экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рассказал «Ведомостям» сотрудник Минфина. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков подтвердил, что комиссия назначена на четверг.

Сейчас пошлина для светлых нефтепродуктов – 67% от нефтяной, на темные – 46,7%. Субсидируется нефтепереработка, констатирует сотрудник нефтяной компании. При этом половина экспортируемых нефтепродуктов – мазут, его доля в общем выпуске – 28%, отмечает Денис Борисов из Банка Москвы, тонна нефти стоит примерно $770, а существующей «экспортной корзины» – $700 (его расчеты – на основе прогнозируемой Минэкономразвития на 2011 г. цены в $105 за баррель).

Чтобы изменить ситуацию, Минэнерго предложило увеличить нагрузку на переработку: предельную пошлину на нефть снизить с 65 до 60%, а на нефтепродукты установить единую в 66% от нефтяной. Это двойной удар по переработке, считает сотрудник нефтяной компании: растут налоговая нагрузка и цена нефти внутри страны. Пошлина на нефтепродукты вырастет до $252 с $230/т, на нефть – снизится до $381 с $411, говорит Борисов. Минфин надеется, что система будет введена в июле, сказал замминистра финансов Сергей Шаталов, но ее принятие тормозит, в частности, то, что пострадают «Башнефть» и «Татнефть».

Есть и другой сдерживающий фактор. При росте цены на нефть компании по-прежнему могут достаточно зарабатывать на экспорте мазута, говорил чиновник Минфина. «Переломная цифра» – около $90, подсчитали управляющий директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко и Борисов. Для этих случаев Минэнерго готовит два варианта пошлин. Первый – с двумя ставками, рассказали сотрудники двух нефтяных компаний: до $90–60% для нефти и 66% для нефтепродуктов, с более высокой цены – 55 и 86% соответственно. Второй вариант, по словам одного из них, – единые ставки: для нефти – 58%, для нефтепродуктов – 72% от нефтяной. Вариант тарифа с двумя ставками возможен, «надо считать», говорит чиновник Минфина.

Рассматриваются разные варианты, отмечает заместитель гендиректора «Татнефти» Азат Ягафаров, компания строит НПЗ «Танеко» и при ставках 60 и 66% понесет серьезные потери.

Борисов сравнил все варианты. При 60 и 66% нефтяная отрасль теряет около $3 млрд от роста нагрузки на переработку, но экономит до $6 млрд от снижения пошлин на нефть, при двуставочном тарифе – $7,6 млрд и $11 млрд, при 58 и 72% – $4 млрд и $8 млрд соответственно. Наименее выгодна нефтепереработке двуставочная система, говорит Борисов (см. таблицу).

Рост нагрузки на нефтепереработку может вынудить компании снижать выпуск бензина, при производстве которого образуется мазут, на него и нужно повышать пошлину, отмечает Борисов. Все зависит от соотношения и размера пошлин, говорит источник, близкий к Минэнерго.

Для отрасли и государства изменение пошлин – благо, для отдельных компаний – плохо, им придется снижать объемы переработки, считает сотрудник нефтяной компании. Искать компромиссы бессмысленно и глупо, уверен его коллега из другой компании, нужно принимать решение, которое будет лучшим для отрасли: приближать ставку по нефтепродуктам к 100%, а по нефти – хотя бы к 55%, что увеличит добычу на 10%. Государство субсидирует переработку нефти, а компании строят НПЗ, которые будут на 50% ориентированы на экспорт, «где наши нефтепродукты никто не ждет», продолжает он. «В мире этих сухих ржавых заводов десятки», – заключает нефтяник.