Как бизнесмену защититься от недобросовестного страховщика


Урегулирование страхового случая с недвижимостью юридических лиц (например, пожар складского помещения) в течение восьми месяцев считается на российском рынке хорошим результатом. Это без судебных разбирательств, которые прибавят еще несколько месяцев, если страховщик откажет либо страхователь не согласится с его предложением . Страховщики увеличивают сроки рассмотрения страховых случаев – по сложным убыткам с часто вполне достаточных двух месяцев до 6-8, т. е. в 3-4 раза, – так как ничего от этого особо не теряют. Происходит это по простой причине – подавляющее большинство договоров страхования не содержит условий о неустойке. За просрочку исполнения обязательств по договору страховая компания заплатит только проценты по ставке рефинансирования ЦБ. Сейчас это 8,25% годовых.

При этом страхователю при заключения договора легко предупредить проблемы, которые могут возникнуть в будущем. Достаточно, во-первых, потребовать включения в договор адекватной неустойки. Если страховщик не согласится – это первый сигнал, что при наступлении страхового случая он не будет торопиться исполнять свои обязательства. В таком случае нужно обратиться к другому страховщику, который готов отвечать по своим обязательствам, а за просрочку исполнения, если такая все же случится, готов платить существенный штраф. В случае включения положения о неустойке в договор страховщик при нарушении своих обязательств не будет пользоваться деньгами страхователя по ставке ЦБ, а будет выплачивать значительную неустойку за просрочку выплаты. Хотя суд в ряде случаев и сможет снизить размер неустойки, взыскиваемой в пользу страхователя, но стимулом для страховщика такое положение в договоре станет точно. Во-вторых, необходимо установить в договоре исчерпывающий перечень документов по страховому случаю, которые вправе запросить страховщик. Никаких «всех документов, необходимых для установления обстоятельств страхового случая и размера ущерба», только те, что указаны в договоре.

Если страхователь договорился со страховщиком об указанных выше изменениях стандартного договора, то в тот момент, когда непредвиденное все-таки произошло, необходимо сделать следующее:

1. Быстро собрать все документы, предусмотренные договором, и передать их страховщику. Зафиксировать передачу. Эффективнее будет привлечь специалистов по урегулированию страхового убытка, т.к. у собственных юристов и менеджеров других дел достаточно, да и мотивацией необходимой они не обладают. Урегулировщик же чем раньше получит возмещение для клиента, тем быстрее и сам получит свое вознаграждение.

2. Зафиксировать момент неисполнения обязательств страховщиком, считать проценты и обращаться в случае неполучения выплаты в суд.

3. Не ограничиваться только неустойкой, а требовать от страховой компании возмещения всех убытков, вызванных несвоевременной выплатой возмещения. Большинство об этом не задумывается, но если страховщик не заплатил вовремя, а страхователь несет убытки, связанные с невозможностью пользоваться поврежденным имуществом, необходимо такие убытки также заявить в иске.

Действуя таким образом, подготовленный страхователь должен будет быстро получить причитающееся страховое возмещение. Ведь у страховщика будут все стимулы урегулировать убыток в установленные договором сроки. Если указано, что в течение 15 дней после получения от страхователя документов страховая компания обязана принять решение, значит через 15 дней можно ждать решения. Сказано: в течение семи дней осуществить выплату – в течение семи дней деньги будут на счету клиента. Но если даже и не заплатит страховщик быстрее, то уж точно заплатит больше.

Автор - гендиректор \"Главстрахконтроля\".