Если кризис и будет, то не глобальный

Участники сессии Петербургского экономического форума совершенно уверены: страновой дефолт в ближайшие пять лет состоится обязательно
Д.Гришкин

Санкт-Петербург - Сессию Петербургского экономического форума «Обеспечение экономического роста. Финансовый мир. Добро пожаловать в неизвестность», на которой говорили о предстоящем экономическом кризисе, модерировал председатель совета директоров «Тройки диалог» Рубен Варданян. «При заключении соглашения о продаже «Тройки» Сбербанку я предполагал, что придется похудеть на 30 кг, чтобы быть как все в Сбербанке. Но никогда не думал, что Герман Оскарович [Греф] попросит меня модерировать сессию, где присутствует 11 таких уважаемых людей», признался Варданян.

И задал первый вопрос: «Нуриэль Рубини предсказал, что в 2012 г. будет кризис. Ждет ли нас финансовый кризис?».

Отвечать взялся управляющий директор Fitch по корпоративным эмитентам Ричард Хантер. Он сказал, что в Китае есть предрасположенность к кризису. Но это не значит, что Китай окунется в кризис так же, как Греция. Ответ на этот вопрос сводится к успеху или ошибкам официальных представителей.

«Будет ли кризис в Китае?», - переспросил Варданян.

«Глобального кризиса не будет», - успокоил Джойнт.

Будет происходить целая череда больших кризисов, пояснил гендиректор Международной финансовой корпорации (IFC) Ларс Танелл.

Глобальный кризис вряд ли случится в следующие два года, вступил гендиректор биржи NYSE Euronext Дункан Нидерауэр. Однако отметил он, что чем дальше, тем кризисы случаются все чаще. Информация быстро распространяется. И поэтому рынки реагируют быстрее.

Тем не менее именно сейчас время верить в информационную открытость, добавила министр экономики и финансов Испании Элена Сальгадо.

Министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что в ближайшие три года с вероятностью 25% может произойти существенное ухудшение экономической ситуации в мире. Может быть это будет не мировая рецессия, но это будет существенная рецессия крупных зон, сказал Кудрин. «Мы находимся в серьезной среде неопределенности», - пояснил он свою позицию. С точки зрения фундаментальных показателей развивающихся экономик они слабы.

По мнению Кудрина, в течение ближайших двух лет должны смениться модели развития, процентные ставки должны вырасти. Дефицит бюджетов нужно существенно сокращать, уверен он. Обозначатся плохие долги в больших системах. Поэтому снижение дефицита бюджета США как главный фактор даст пищу для дискуссий, поскольку не только в Европе должны сокращать расходы. Это серьезный политический вызов. Кроме того, мы знаем вызовы Европы. Также есть вызовы развивающихся стран. Может оказаться недостаточным рост в Китае.

В ходе сессии прошло голосование, сколько стран объявят дефолт в ближайшие пять лет. Результаты получились такими: 0 стран — 0%; 1-3 страны — 53,4%; 4 и более стран — 46,6%.

«Куда идет глобализация и технологии? - спросил Варданян руководителя NYSE Euronext, претендующей на поглощение Deutsche Boerse. - Не приведет ли глобализация к тому, что все объединится и мире будет одна биржа, через которую все будут торговать?»

«Биржи начинают приходить к новой модели», - ответил Нидерауэр. «Хотя она все больше основана на технологии. Технология позволяет масштабировать деятельность. Мы трансформируем технологию. Ранее биржа в основном занималась торговлей ценными бумагами. Сейчас создаем новыми сервисами, предлагаем новые продукты. Чтобы быть успешными нужно иметь глобальный масштаб».

В Еврозоне есть Германия, которая тащит Европу. А в США Германии нет. Насколько этот факт вызывает опасения для дальнейшего развития экономики США, спросил Варданян Роберта Келли, руководителя Bank of New York Mellon

Крупные регионы мира обладают уникальными чертами, сказал Келли. «Мы сможем выиграть ситуацию, установив пороговые значения по задолженности. Но до выборов в США вряд ли будут серьезные меры. Надеюсь, что не будет повторения падения на рынке недвижимости. Банковская система сегодня здоровее, чем два года назад. Однако проблемы остаются в высоких цифрах по безработице».

Следующий вопрос Варданян обратил к Хантеру: «Американский рейтинг был снижен позже, чем все ожидали. Где тот баланс, который должны соблюдать рейтинговые агентства, чтобы без опозданий и промедлений прогнозировать проблемы?»

«Мы путаемся предугадывать будущее, - говорит Хантер. - Но часто это происходит или слишком рано ли слишком поздно. Надо добиваться максимально хорошего качества прогнозов, в том числе за счет ослабления законодательного пресса. Что простимулирует и конкуренцию».

Затем пришел черед одного из основателей Blackstone Group Стивена Шварцмана. «Председатель ЦБ Англии сказал, что уровень недовольства кризисом только проявляется. Когда будет ослабление?»

«Наша область - источник подъема температуры, философски начал Шварцман. - Есть фактор зависти к нам как к занятым людям. Отрицательные настроения формируют не такие компании как наша, а те, что выбросили на рынок деривативы, рейтинг которых иногда был и не ААА. Гнев недовольных почему-то не обращается в сторону законодателей. Почему? Он должен именно туда обратиться!»