Греческая трагедия: будет ли катастрофа во втором акте?


Правительства европейских стран пообещали Греции финансовую помощь, если премьер-министр Георгиус Папандреу сможет добиться принятия в парламенте плана по сокращению бюджета. Греческие власти стоят перед серьезным выбором. Внешний долг уже приблизился к показателю 150% ВВП при колоссальном дефиците бюджета, при этом население выказывает недовольство предложенным режимом аскетизма. 

 

Хотя ответственность за экономические беды Греции лежит, в конечном счете, на правительстве, свою лепту внесли и население, и бизнес. Повсеместная практика уклонения от уплаты налогов, характерная для последнего десятилетия, пагубно отразилась на бюджете страны, усугубив нынешние проблемы. В 2007 г. поступления в бюджет Греции от налоговых сборов составили 4,7% ВВП при среднем для Евросоюза показателе 8% (по данным Евростата). Кроме того,с 2000 г. по 2007 г. налоговые поступления сократились на 2,5% от ВВП до минимального для еврозоны уровня 32%, при том что средний темп экономического роста за указанный период равнялся 4,1%. Как утверждают в своей работе Ларс Р. Фельд из Гейдельбергского университета и Фридрих Шнайдер из Университета имени Иоганна Кеплера, Греция в 2007 г. была страной с самой большой теневой экономикой (32% ВВП) в Европе.

  

Искоренить практику уклонения от уплаты налогов очень трудно, особенно если она превратилась в систему. Исследования показывают, что чем выше налоговые ставки, тем больше уход от налогов и тем меньше степень выявления неплательщиков. Разумеется, высокие налоги и низкая выявляемость неплательщиков сыграли ключевую роль в формировании системы уклонения от налогов в Греции. Иными словами, если греческое правительство повысит налоги, то это станет не самой эффективной мерой в рамках пакета антикризисных действий. Вот почему до сих пор греческие власти во главу угла ставили в основном приватизацию госактивов и сокращение рабочих мест в госсекторе, хотя последнее может стать препятствием для улучшения собираемости налогов.

  

Усилия властей Греции, до сих пор получавших финансовую поддержку со стороны ЕС и других институтов, похоже, принимаются слишком поздно и слишком незначительны. Теперь вопрос сводится не к тому, придется ли Греции пройти через мучительный процесс реструктуризации долга или даже дефолта, а к тому, когда это случится.

Главная проблема связана с попытками изолировать Грецию, чтобы предотвратить “заражение” других стран. Подобные попытки, судя по спредам кредитных дефолтных свопов, не работают, и стоимость фондирования резко идет вверх и в других государствах, обремененных долгом, – в Португалии, Ирландии и Испании. Кроме того растет давление со стороны населения Греции, которое требует выхода из зоны евро. И выдержат ли это давление греческие власти, заявляющие о приверженности единой европейской валюте, пока неизвестно. Вместе с тем напомним, что Великобритания, совокупный внешний долг которой составляет порядка 400% ВВП, а бюджетный дефицит - 5,4% ВВП, пользуется преимуществом, не будучи членом еврозоны, и может самостоятельно устанавливать процентные ставки и проводить валютную политику. Второй акт греческой трагедии вот-вот начнется.

 

Автор - главный аналитик по макроэкономике и инвестстратегиям \"Атона\".