Президент РЖД объяснил, почему инвесторы опасаются вкладывать в Россию

Президент РЖД Владимир Якунин понял, почему инвесторы опасаются вкладывать в Россию: наши бизнесмены слишком много рассказывают им о рисках

В том, что зарубежным инвесторам не нравится инвестиционный климат в России, виноваты в том числе российские компании, заявил Якунин на саммите «Сильная Россия – 2011». «Российский бизнес самостоятельно создает себе плохую репутацию, регулярно напоминая партнерам о больших рисках для развития бизнеса», – цитирует его РЖД.

Это не был экспромт: 10 июня Якунин писал в своем блоге, что имидж России портят международные консультанты наших компаний. В пример он привел размещение бондов «Газпрома», когда «инвестиционные банки-андеррайтеры официально уведомили потенциальных инвесторов о низкой квалификации и коррумпированности российских судов» – такая сноска была включена в инвестиционный меморандум, который подписывает эмитент.

«РЖД тоже с подобным сталкивалась», – отмечал ее руководитель. При размещении евробондов на $1 млрд в марте 2010 г. железнодорожная монополия указывала, что государственные органы могут быть коррумпированы, суды – зависимы, судьи – некомпетентны, а судебные решения сложно исполнить.

«Так что это распространенная практика, и с ней надо бороться», – призывал он в блоге.

Компании должны сами переломить психологию западных инвесторов в отношении России, но при этом должны оставаться прозрачными и понятными, писал Якунин, «иначе с ними никто не станет разговаривать».

РЖД показала, как это выполнить: в марте при размещении евробондов на 350 млн фунтов стерлингов из списка упомянутых в меморандуме рисков исчез пункт «Предполагаемая коррупция среди судебных и правительственных органов», а пункт «Преступность и коррупция» стал вдвое короче: в частности, из него исчезли слова об откатах.

«Признание проблем и действия по их устранению лучше умалчивания недостатков», – не согласен с Якуниным помощник президента Аркадий Дворкович.

Плохо описанные риски могут стать поводом для иска, даже если эмитент не объявлял дефолта, но бумаги подешевели и инвестор понес убытки, предупреждает партнер Hogan Lovells Майкл Пью. Описывают все, в том числе возможность терактов или отключения в городе электричества, говорит он. Подробное описание всех рисков – как связанных с бизнесом компании, так и страновых – требование законодательства и в Европе, и в США. «Страна, в которой живешь и работаешь, влияет на бизнес, его возможность развиваться. Инвестор должен получать всю информацию, которая влияет на его решение вложить деньги», – продолжает Пью. Так эмитенты страхуются от возможных исков инвесторов, объясняет он.

Якунин говорил не о том, что РЖД и другим компаниям нужно что-то утаивать от инвесторов, настаивает советник президента РЖД Александр Пирков. Его идея заключается в том, что и власти, и компании должны работать над улучшением инвестклимата, но при этом не стоит постоянно подчеркивать, что в России плохие условия для ведения бизнеса, говорит Пирков.

Инвестиционный климат в России несравним с развитыми странами, однако вполне соответствует условиям для инвестиций крупных развивающихся стран, считает председатель совета директоров «Арбат капитала» Алексей Голубович. Скрывать от инвесторов риски в меморандумах не имеет смысла – их пишут юридические консультанты одинаково для компаний из всех стран, а постоянное напоминание о проблемах стимулирует чиновников устранять недостатки, указывает он.

Многие компании считают, что риски ведения бизнеса в России приемлемы. Siemens работает в России уже 160 лет, компания самостоятельно оценивает риски при принятии решений, в том числе страновые и политические, говорит директор по корпоративным коммуникациям Siemens в России Алексей Григорьев. Ситуация не идеальна, но правительство ведет большую работу по ее улучшению, считает он. Президент Siemens Петер Лешер входит в консультативный совет по иностранным инвестициям, который готовит свои рекомендации властям по улучшению инвестиционного климата, многие из них затем используются – например, в законе об иностранных инвестициях, говорит Григорьев. Если бы альянс Renault-Nissan считал, что инвестиционный климат в России плохой, он бы не договаривался об увеличении до контрольной своей доли в «АвтоВАЗе», отметил представитель альянса.