Обаме не понравилась договоренность по госдолгу

Политики США в преддверие дедлайна 2 августа договорились повысить потолок госдолга минимум на $2,1 трлн и сократить бюджетный дефицит за 10 лет на $2,1-2,4 трлн; рынки отреагировали с энтузиазмом
AP

Руководители республиканской и демократической партий в обеих палатах конгресса согласились договориться о повышении максимального уровня госдолга и долгосрочном сокращении бюджетного дефицита, заявил вчера поздно вечером президент Барак Обама.

Договоренность достигнута

Компромисс предполагает сокращение расходов на $917 млрд в течение 10 лет (это, в основном, второстепенные расходы, которые достаточно легко отменить, – примерно на такую сумму их и предлагали урезать представители обеих партий). Кроме того, к 23 ноября комиссия конгресса из шести демократов и шести республиканцев должна подготовить предложения по изысканию дополнительных способов сокращения бюджетного дефицита на $1,5 трлн; это могут быть сокращения прочих издержек, расходов по программам адресной помощи (социальным, медицинским, пенсионным), повышение налогов, выгоды в результате пересмотра налогового кодекса. Если комиссия не предложит сокращений по меньшей мере на $1,2 трлн или если конгресс не одобрит разработанные ею меры до 23 декабря, в силу вступит положение о заранее определенных сокращениях на эту сумму, включая военные расходы и выплаты поставщикам услуг по программе бесплатной помощи престарелым Medicare.

Соглашение политиков открывает дорогу к повышению потолка госдолга с нынешних $14,3 трлн как минимум на $2,1 трлн либо на $2,4 трлн – в зависимости от масштабов фискального ужесточения. Повышение будет произведено в два этапа. Сейчас – на $900 млрд, а затем в 2012 г., но до президентских выборов (состоятся в ноябре): на $1,5 трлн, если конгресс одобрит предложенные двухпартийной комиссией меры по изысканию этой суммы либо примет поправку к конституции, требующей от правительства иметь сбалансированный бюджет. В противном случае потолок будет повышен на $1,2 трлн.

Работа по балансировке бюджета может включать в себя реформу налогового кодекса. Комиссия не обязана будет ею заниматься, но Обама предупредил, что наложит вето на продление реализованных при Джордже Буше мер по снижению налогов, если конгресс не реформирует кодекс.

Обе палаты конгресса должны сегодня проголосовать по предложенному плану. Повысить потолок госдолга необходимо до 2 августа: министерство финансов неоднократно заявляло, что после этой даты у него не будет средств на все необходимые выплаты – как по госдолгу, так и по госпрограммам.

"Нравится ли мне эта договоренность? Нет, - сказал Обама, выступая вчера в Белом доме. – Считаю, что мы могли принять трудные, но необходимые решения – по программам адресной помощи и налоговой реформе – сейчас, а не прибегать к специальной процедуре в рамках конгресса". Он добавил, что надеется достичь более всеобъемлющего соглашения с конгрессменами, а не оставлять решение о мерах по сокращению расходов на откуп комиссии. Тем не менее, нынешняя договоренность "начнет приподнимать завесу долга и неопределенности, которая висит над нашей экономикой", сказал президент.

Дефолт предотвращен

Рынки встретили заявление Обамы с оптимизмом. Фьючерс на индекс S&P 500 вырос на 1,6%, азиатские индексы поднялись примерно на 2%, европейские индексы подрастают на 1,6%. Индекс РТС к 13.15 МСК подскочил почти на 2% и преодолел отметку 2000 пунктов; ММВБ поднялся на 1,7% до 1733,4. Цена золота, которая на опасениях дефолта США поднялась в пятницу до рекордных $1632, упала до $1613.

На прошлой неделе руководители полутора десятков банков, страховых и управляющих компаний, включая Goldman Sachs, JPMorgan Chase, Citigroup, Bank of New York Mellon, MetLife, State Street и др., направили Обаме и конгрессменам письмо, в котором заявили, что дефолт или понижение рейтинга США «станут страшным ударов по доверию бизнесменов и инвесторов, возрастут ставки для всех, кто берет кредиты, обесценится доллар, рухнут рынки акций и облигаций».

«Актом коллективного безумия» назвал неспособность политиков договориться главный экономист Citigroup Уиллем Баутер. «Последствия даже технического дефолта будут крайне тяжелыми как для американской, так и для мировой экономики, они приведут к повсеместному росту стоимости фондирования для государственных и частных заемщиков, падению цен на активы и серьезному подрыву экономического роста», — написал Баутер в отчете.

Проблемы остались

Нынешняя договоренность не решает долгосрочных долговых проблем США. Поэтому если неопределенность относительно возможного дефолта и будет снята (если конгресс сегодня проголосует за план), неопределенность относительно перспектив экономики и устойчивости фискальной позиции США сохранится.

По оценке созданной в прошлом году президентом Национальной комиссии по фискальной ответственности и реформе, бюджетную политику нужно ужесточить на $4 трлн в ближайшие 10 лет. Эту же цифру приводит агентство Standard & Poor's, говоря, что лишь она совместима с рейтингом ААА. Обама и спикер палаты представителей республиканец Джон Бонер поначалу хотели договориться о всеобъемлющем плане по сокращению расходов на $3 трлн и изысканию доходов примерно на $1 трлн в течение 12 лет, но переговоры об этом дважды срывались.

"Это невероятно, упущена такая возможность, - заявила Майа Макгинес из Комитета за ответственную бюджетную политику – организации, выступающей за радикальное сокращение бюджетного дефицита. – Подойти так близко к дефолту по долгу и затем в последнюю минуту оказаться неспособными радикально решить проблему дефицита? Это соглашение говорит лишь о том, что нам придется вернуться к этому вопросу и пройти весь путь заново". "Потолочное шоу" в США подошло к финалу. Решение ключевых проблем мировой экономики вновь принесено в жертву малодушному компромиссу", - сожалеет начальник аналитического отдела Сбербанка Николай Кащеев.

Общепринятая точка зрения заключается в том, что долговые обязательства США – казначейские облигации – являются безрисковым инструментом, потому что они представляют собой крупнейший и самый ликвидный рынок в мире, отмечает в сегодняшнем отчете Тим Прайс, директор по инвестициям британской PFP Wealth Management. "А теперь задумайтесь на секунду и осознайте, что это на самом деле означает. Инвесторы спокойно покупают (или, по крайней мере, покупали) казначейские облигации, потому что у правительства США больше долгов, чем у кого-либо в мире, - иронизирует Прайс. – До тех пор, пока политики решительно не начнут разгребать горы долга, засоряющие инвестиционный ландшафт, вместо того чтобы бесконечно откладывать принятие трудных решений на потом, слабые валюты и неустойчивые кредитные рынки будут становиться все более слабыми и все менее устойчивыми".