Налоги могут начать пересматривать ежемесячно

Антимонопольная служба (ФАС) обсуждает с другими ведомствами еще один способ борьбы с растущими ценами на бензин. Акцизы предложено менять ежемесячно, чтобы не дать нефтяникам оправдывать повышение цены высокими налогами
Bloomberg

Вместо повышения топливных акцизов на 1 руб. в расчете на литр в 2012 и 2013 гг. ФАС предлагает индексировать их на уровень инфляции с коэффициентом 0,9, сообщил замруководителя службы Анатолий Голомолзин. А в течение года акцизы должны меняться вслед за колебаниями цены на нефть, добавил он: при дорожающей нефти акцизы будут снижаться, при дешевеющей – расти. Внутренние цены на нефтепродукты растут из-за повышения НДПИ и даже экспортной пошлины вслед за скачком цен на нефть, противоположное движение акцизов компенсирует эти колебания, подчеркнул Голомолзин.

Проект соответствующих поправок в Налоговый кодекс ФАС представит правительству до конца следующей недели, уточнил Голомолзин «Ведомостям»: в них войдут и предложения Минэнерго о дифференциации акцизов на топливо (см. врез). По его словам, идея ФАС ежемесячно менять акцизы уже обсуждалась в ведомствах. Минэнерго предложения службы поддержало, а с Минфином возникли разногласия, говорит Голомолзин: «Минфин разделяет идеологию проекта, но считает, что его достаточно сложно реализовать технически и администрировать».

Проблема в том, что акцизы закреплены за региональными бюджетами и дорожными фондами, при плавающих поступлениях затрудняется формирование и исполнение их контрактов, говорит чиновник Минфина, могут возникнуть трудности и с возмещением акцизов экспортерам. По словам представителя Минэкономразвития, проект пока «на уровне проработки».

При соответствующей проработке предложений и взвешенном подходе к определению размера акциза мера поможет сократить колебания цен на внутреннем рынке, говорит представитель «Газпром нефти». Идея правильная, считает менеджер крупной нефтеперерабатывающей компании. Но ввести ее можно только со следующего года, ведь закон на этот год никто менять не будет, уверен он. Может начаться свистопляска с ценами, сложно будет их прогнозировать, скептичен топ-менеджер другой нефтяной компании. Ожидая снижения акцизов, некоторые розничные компании могут предпочесть подождать несколько дней, чтобы купить бензин в начале месяца, из-за этого в отдельных районах может возникать дефицит топлива, объясняет он.

Для продавцов топлива может появиться соблазн сыграть на разнице акцизов от месяца к месяцу, но при грамотном администрировании проблем быть не должно, уверен директор IHS CERA Сергей Вакуленко. Государство сейчас получает 87% доходов компаний от роста цены нефти, замечает он, вариант со снижением акцизов при росте мировой цены означает, что государство делится этими доходами с гражданами. Ежемесячное изменение топливных акцизов поможет избежать влияния мировых цен на стоимость нефтепродуктов через налоги, но не факт, что сдержит цены, считает партнер PwC Михаил Клубничкин: «Зато нефтяники лишатся одного из аргументов в споре о справедливой цене».